Журналист и филолог-античник Александр Баунов дал интервью Юрию Дудю (включен Минюстом в реестр СМИ-иноагентов):
«Всё, что мы знаем о Спарте, мы знаем от ее врагов. От Афин. Главное, что мы должны понять о Спарте, — это то, что она не оставила практически никакого культурного наследия.
<...> Вот есть Северная Корея и Южная. Сравниваем культурный продукт Южной Кореи, который, несмотря на очень специфический язык, завоевывает раз за разом западные рынки. Музыка, кино, "Кальмар", сериалы. И северокорейский продукт, который весь в рамках традиции, соцреалистическая живопись, правильное кино с хорошими героями — это, конечно, нафиг никому не нужно.
<...> Есть знаменитая речь Перикла у Фукидида. Про Афинский государственный строй. Это как раз война между Афинами и Спартой, война двух политических систем. Греки это понимали — что воюют не просто два государства, а две идеологии. Государство-казарма и государство, где всё можно. Фукидид говорит: мы не мучаем себя, не изнуряем себя искусственными лишениями, мы не завидуем, если кто-то получает удовольствие, живет хорошо. Мы не боимся приглашать к себе иностранцев, мы не боимся мультикультурализма. <...> Это такая речь, которую мог бы потом произнести какой-нибудь деятель государства Евросоюза.
А если ты рождаешься спартанским мальчиком, то, если тебя не сбросили в ущелье, то тебя в 7 лет забирают у родителей. Ты сидишь в "октябрятском" отряде. Потом ты сидишь уже в "пионерском" отряде. В искусственных лишениях: один хитон в год, спать нужно только на тростнике. Главное — что ты не можешь заниматься ничем, кроме военного дела. Это такая "школа", где у тебя один предмет — начальная военная подготовка.
<...> Россия пока не государство-казарма. Ближе было в отдельные моменты сталинского времени. Но тенденция, конечно, в сторону государства-казармы, в сторону военизированного государства. Когда у вас вводится запрет за запретом или появляются какие-то мобилизационные мероприятия (вроде еженедельного пения гимна с поднятием флага) — конечно, это движение в этом направлении. Американцы тоже поют гимн, но они не отторгают ту часть общества, которая не хочет петь гимн».