Главный раввин России Берл Лазар в издании «Коммерсантъ» пишет:
«Кризисные времена всегда порождают людей, спекулирующих на неприкосновенных темах, чувствах и страхе. Ради мнимого авторитета и известности они готовы на самые кощунственные слова и поступки. К сожалению, ложные, а порой и опасные идеи быстро находят своих сторонников и единомышленников — ведь зло и насилие всегда кажутся самым быстрым средством достижения корыстных целей. <…>. Так рождаются абсурдные по сути высказывания, вырываются из контекста, молниеносно распространяются, а в эпоху клипового, фрагментарного сознания люди составляют суждения по громким заголовкам. Можно ли с этим бороться? Да. Но любой контраргумент требует хотя бы минимальной вовлеченности, анализа и багажа знаний. И абсолютно точно нужно предостерегать себя от молниеносных оценок, распространяющихся на всю этническую, религиозную и социальную группу. Если ты слышишь ужасные вещи, лучше не поверить, чем поддаться очередной волне ненависти, увеличить вражду и недоверие друг к другу.
Недавно в эфире популярной телепрограммы “Вечер с Владимиром Соловьевым” на федеральном канале прозвучали экстремистские заявления человека, представленного раввином и комментировавшего события в Газе. Не было названо даже имя этого человека. И это неслучайно: он абсолютно неизвестен. Но в этом и кроется опасность: он будто представляет какой-то собирательный образ, будто он типичен. Чудовищно, что люди действительно могли в это поверить. <…>. Его слова противоречат самому еврейскому закону и религиозным основам, которые знают даже дети. “Священная война” не существует вне библейского контекста и хронологии. Убийство детей, женщин, стариков Торой запрещено категорически и ультимативно. Это противоречит всему, чему учит иудаизм. <…>.
Речь данного noname-раввина переведена на несколько языков. Зачем? Логичнее стереть это видео, чтобы не множить ни произносимые слова, ни кровожадные ассоциации, которые они рождают. В Торе упоминается один злодей, чье абсолютное зло не подвергается сомнению, и в связи с этим установлена заповедь “стереть память” о нем. Когда же мы принимаем на веру слова подобных людей, то мы не только не стираем память о них, мы даем им силу. <…> Задача каждого из нас — не поддаваться уловкам квазипроповедников, не утрачивать ориентиры, на которых основана не только иудейская, но и любая мировая религия. Недопустимо, чтобы радикальные взгляды никому не известных людей подавались в качестве позиции иудаизма или же другой религии».