Писатель Эдуард Лукоянов опубликовал рецензию на книгу Арена Ваняна «Демонтаж» в журнале «Горький»:
«"Демонтаж" написан по-русски и адресован, соответственно, к русскоязычной аудитории, преимущественно равнодушной к истории, культуре, трагедиям и скорбям «братских» народов вчерашней империи. Из-за этого рождается специфическая структура текста, которую я бы назвал «диалог автора с заведомо безразличным читателем». <…>
Вскоре становится ясно, что это еще и разговор подчеркнуто отсутствующего автора с самим собой — московским армянином, который пытается проговорить и прояснить свои чувства к исторической родине <…>.
<…> Мечта об обретении (Нагорного Карабаха – Полит.Ру) жива до сих пор и, вероятно, умрет с последним человеком, определяющим свою идентичность через армянскую нацию. Этот большой миф, который в действительности гораздо шире карабахской земли, выражается в одном слове: վրեժ — месть. Месть за сотни тысяч замученных в Османской империи, месть за распад древней нации на осколки, разбросанные по всему миру, месть за погромы и гонения, месть за отказ признавать мученическую судьбу народа — у армян много поводов для мести. Но обещает ли возмездие долгожданный покой? У Арена Ваняна, по всей видимости, большие сомнения по этому вопросу. <…> Наконец, все главные «армянские вопросы» герой этот сосредотачивает для себя в одном: «Разве мы не сами обрекли себя на эти бесплодные страдания?»
«Бесплодные страдания» — два слова, которые описывают четырехсотстраничный «Демонтаж», книгу, без преувеличения гнетущую, заставляющую физически переживать всю ношу, взваленную на ее героев судьбой и самими собой. Чувство вины, тотальная жизненная неустроенность, заведомый провал любых самых светлых начинаний — вот фундамент этой книги о тяжелейшем кризисе души. <…>
Им постоянно хочется перестать жить прошлым — соответствующие призывы неуверенно, но постоянно распространяются и на всю армянскую нацию, так укорененную в своих трагедиях, что эти корни, как полагают прогрессивисты, не дают двигаться в будущее. Но катастрофа в том, что других корней, в общем-то, и нет. <…>
<…> Седа в «Демонтаже» пытается все-таки посмотреть в грядущее, чтобы спросить: «Зачтутся ли будущим поколениям испытания, через которые проходим мы?» Читатель из 2023 года знает ответ на этот вопрос. Он отрицательный. В 2020 году случилась еще одна большая война, на которой погибло золотое поколение — молодые люди, рожденные в блокадные и последующие годы, которые, как хотелось верить, никогда не узнают кровопролития».