Телеграм-канал «Стальной шлем» пишет на годовщину убийства семьи Романовых в 1918 году:
«Во-первых, вовсе не обязательно симпатизировать политике Николая II, быть монархистом или даже «правым», чтобы считать бессудное убийство 11 человек <…> страшным преступлением. Любые ссылки на преступления или системную несправедливость, имевшие место при царском режиме, или ссылки на «Белый террор» являются классическим вотэбаутизмом, когда неблаговидные действия «своей» стороны пытаются оправдать неблаговидными действиями оппонентов. <…>
Во-вторых, убийство Николая II иногда почему-то сравнивают с казнями английского короля Карла I в 1649 г. и казнью французского короля Людовика XVI в 1793 г. Это неправильно, потому что и английского, и французского монархов судили на открытых состязательных процессах, тогда как отрёкшегося российского императора вместе со всей семьей и прислугой убили тайно без какого-либо суда по секретному решению органов исполнительной власти.
В-третьих, некоторые люди <…> утверждают, будто казни тамошних монархов признаны общественным мнением «справедливыми», и вообще о них якобы никто больше не вспоминает. Прежде всего, манипуляцией здесь является уравнивание памяти о событиях четырехвековой и двухвековой давности с памятью о событии вековой давности. <…>
<…> В Англии Карл I до сих пор остаётся канонизированным англиканским святым. День его казни (30 января) до середины XIX в. был вписан в Книгу общих молитв – главный текст государственной англиканской церкви – как дата, обязательная для всеобщего поминовения.
Во Франции в конце XIX в. только-только установился относительно стабильный республиканский режим, хотя число сторонников монархии по-прежнему оставалось большим. Внучатый племянник Людовика XVI – граф Шамбор (он же «Генрих V») – едва не занял трон в 1873 г. <…> «14 июля», именно тогда выбранное в качестве даты «Национального праздника», стало компромиссом между теми, кто хотел праздновать революционный день взятия Бастилии в 1789 г., и теми, кому был милее конституционно-монархический «Праздник Федерации» в 1790 г.
Если говорить о современной массовой культуре, то судя по фильмам и даже компьютерным играм, и Карла I (фильмы «Кромвель» 1970 г., «Убить короля» 2002 г.), и Людовика XVI (фильмы «Французская революция» 1989 г., «Один король – одна Франция» 2018 г., игра «Assassin’s Creed: Unity» 2014 г.) показывают скорее с симпатией, а их казни скорее осуждаются. Республиканизм и конституционализм никак не мешают человеческому и историческому сочувствию к несправедливо осуждённым и казнённым монархам».