Немецкий экономический социолог Вольфганг Штрик пишет в New Left Review о контурах нового мирового порядка, которые вырисовываются на фоне украинского конфликта:
«Приближающийся упадок украинского радикального национализма говорит о возникновении нового мирового порядка, контуры которого, включая роль и место Европы и Европейского Союза, можно разглядеть, только если мы учтём роль Китая. Сейчас США переключают своё внимание на тихоокеанский регион с целью построить глобальный альянс, противостоящий Китаю, чтобы не дать ему оспорить контроль Вашингтона над этим регионом. Это означает замену неконсервативного проекта “Новый Американский век” однополярного мира на двуполярный, где в рамках глобализации, или даже гиперглобализации будут существовать два центра силы, как в эпоху Холодной Войны, которая вполне может перерасти в горячую войну с триумфом одного из полюсов нового биполярного мира.
В отличие от американского, китайский геополитический проект подразумевает установление системы многополярности. С точки зрения географии и военной мощи, Китаю не интересен ни двуполярный мировой порядок, где ему придётся бороться с США, ни однополярный, где Китай будет представлять из себя ядро системы. Будучи сухопутной державой, которая граничит с большим количеством потенциально враждебных стран, Китаю необходимо в первую очередь создать санитарный кордон, где граничащие с ним государства будут интегрированы в китайскую физическую инфраструктуру; где им будет свободно предоставляться кредит; и где они возьмут на себя обязательство не вступать в союзы с враждебно настроенными державами – эти цели прямо противоположны стремлению США подчинить весь мир глобальной Доктрине Монро ( У США только два соседа – Канада и Мексика, которые вряд ли станут союзниками Китая).
Кроме того, Китай активно пытается сформировать что-то вроде лиги неприсоединения, куда войдут региональные державы, - Бразилия, Южная Африка, Индия и другие: новый Третий Мир, который останется в стороне от американо-китайского соперничества и, что ещё важнее, откажется присоединиться к экономическим санкциям Вашингтона против Китая и его нового вассала – России.
На самом деле уже достаточно свидетельств, которые говорят, что Пекин скорее хочет сохранить имидж нейтральной страны среди многих других, чем быть одним из двух участников битвы за мировую гегемонию. Китай продолжит придерживаться такого подхода до тех пор, пока он, по крайней мере, не станет настолько сильным, что сможет одержать верх над США в войне. Желание избежать новой двуполярности по образцу Холодной Войны объясняет, почему Китай не снабжает Россию вооружениями несмотря на то, что США вооружили Украину до зубов – Китай может воздержаться от подобных трат, поскольку у России нет иного выбора, кроме как быть союзником Пекина вне зависимости от того, поставит ли Китай Кремлю оружие или нет».