Журналист Борис Грозовский пишет о причинах ссор и разногласий в публичной среде:
«Многочисленные <…> кампании взаимного обличения, хейтерства, разборки и скандалы между противниками «СВО» и диктатуры можно объяснить через разницу между бондинговым и бриджинговым социальным капиталом.
В нормальной ситуации доверие «своим» есть как базовый, минимальный уровень: от «своего» <…> подставы не ждёшь. Доверие за пределами своих социальных групп требует более сложной механики отношений и позволяет обществу, по Патнэму, не только выживать, но и развиваться. Третий срез — доверие к институтам <…> делает общество комфортным или некомфортным для жизни.
У россиян и выходцев из РФ из-за советских и постсоветских травм это все работает в обратную сторону. Доверия нет ни к институтам, ни к «чужим», ни к своим.
<…> Чужих мы по большей части опасаемся, а то и ненавидим. Сторонникам и противникам «СВО» и режима говорить друг с другом не о чем. <…>
Поскольку переубедить «чужих» невозможно <…>, остаются только разговоры со «своими», т.е. единомышленниками в главном — с противниками «СВО» и диктатуры. Но и они получаются все хуже <…>.
Это, конечно, компенсация. Не имея возможности предъявить хотя бы минимальных требований к институтам <…> и не научившись разговаривать с «чужими» <…>, мы предъявляем гигантские требования к «своим». Больше ведь не к кому. Отсюда все эти «он неправильно чувствует», «она недостаточно поддерживает» и т.д.
Это все будет ужасно затруднять социальную трансформацию после того, как «СВО» закончится, а диктатуру постигнет крах. Особенно на фоне не изжитых даже близко не только у сторонников «СВО» и диктатуры, но и у их противников гендерных, имперских, национальных и прочих комплексов, на фоне взаимных обид и ресентимента с разных сторон. <…> Возможен ли выход из этого коммуникативного тупика?»