Политолог Дмитрий Михайличенко пишет:
«Правительство внесло в Госдуму законопроект о контроле за соблюдением должностными лицами и гражданами норм русского литературного языка. По сути, речь идет о создании законодательной базы "для защиты русского языка от чрезмерного употребления иностранных слов". <…>
Суть нынешнего документа в чистом виде охранительская. Создается основа для осуждения (пока морально-нравственного) граждан, транслирующих иностранные слова в публичном дискурсе. Чиновникам и вовсе будет предписано пользоваться словарями, в которых допустимые иностранные слова будут указаны. Впрочем, отчасти волны этого явления уже были видны, когда после начала СВО в Украине то, что оставалось от западных компаний, было переименовано на русский лад.
Социум, конечно же, поддержит эту инициативу: многих пенсионеров раздражают новые иностранные "словечки". И вообще сторонников ретротопии в российском обществе большинство, а модернизационных пассионариев — меньшинство.
Тем не менее язык — это живая система, и его полноценное развитие возможно не за счет охранительного протекционизма, а за счет взаимодействия с другими языками и дискурсами. Протекционизм нужен для вымирающих языков, к которым русский язык, к счастью, не относится.
При этом наличие иностранных заимствований в русском, как и другом языке, напрямую коррелирует со способностью социума генерировать технологические и социальные инновации. Чем выше дифференциация и уровень технологического развития, тем больше социальных и технологических инноваций генерируется, и это сказывается на языке. Но Россия в этом плане, мягко говоря, не лидер. <…>
Законопроект внесло правительство, а это значит, что в скором времени он будет принят. В лучшем случае это обернется обычной демагогией и показухой, а в худшем начнется кампанейщина в духе позднесталинской борьбы с космополитизмом и его признаками — иностранными словами в русском языке».