Экономист Бранко Миланович пишет
в «The Globalist» об опасности перехода с бумажных на чисто электронные носители информации:
«Китай считается первой страной (цивилизацией), которая изобрела современную версию бумаги.
Бумага числится среди 4 самых выдающихся китайских изобретений (три другие — компас, порох и печать). Теперь, возможно, Китай станет первой страной, которая “уничтожит” бумагу.
Что поражает в современном Китае — в сравнении с периодом 5 лет назад — это полное исчезновение бумаги. Под бумагой я подразумевают способ распространения информации, а не бумажные салфетки в кафе.
<...> Подобная дематериализация информации может считаться чем-то положительным, особенно, если заходит речь об эффективности, которой удалось достичь (с переходом на цифровые носители — Полит.ру) в сравнении со старой системой. Однако эти оды эффективности упускают из виду одну важную деталь.
Взаимодействие людей основывается не только на настоящем. Наши мнения и коммуникация представляют собой что-то вроде “бутылки с письмом, брошенное в море” в надежде на объяснение нашего текущего способа мышления и передачи будущим поколениями наших мыслей, чувств и знаний.
В этом и состоит преимущество письменной системы в сравнении с устной. Устная культура не может ни передать информацию из настоящего в будущее, ни делать это точно. До нас дошли поэмы Гомера только потому, что кто-то сумел их записать.
До нас бы ничего не дошло из прошлого, если бы эту информацию не перенесли на свитки, сделанные из папируса. Или, даже лучше, если бы информация не была высечена на камне — как это делали египтяне, греки и римляне. Однако, при том, что камень более долговечен, чем бумага, на нем трудно писать и передавать сложные сообщения.
<...> С полным переходом на электронные носители информации мы можем перейти к существованию исключительно в условиях настоящего времени. Информацию можно будет эффективно, быстро и незатратно передавать — но потом она будет утеряна навсегда».