Обозреватель The Financial Times Гидеон Рахман пишет:
«Украинский конфликт вдохнул новую жизнь в трансатлантическое сотрудничество, но отношения между США и ЕС перестали быть отношениями равных.
На сегодня американская экономика гораздо богаче и динамичнее, чем экономики стран Европейского Союза или Британии – и разрыв только растёт. Масштаб последствий будет огромный, и он затронет не только падение уровня жизни. Зависимость Европы от американских технологий, поставок энергоресурсов, капитала и вооруженных сил ставит крест на любых амбициях ЕС, в рамках которых она хочет достичь «стратегической автономии» (слова Эммануэля Макрона – Полит.ру).
В 2008 году размер экономик США и ЕС были практически сопоставим. После мирового финансового кризиса их пути разошлись. Как отметили Джереми Шапиро и Яна Пуглиерин из Европейского совета по международным отношениям: в 2008 году размер европейской экономики был немного больше американской: “16.2 триллионов долларов против 14.7 триллионов долларов. К 2022 году экономика США выросла до 25 триллионов, в то время как европейская всего лишь до 19.8 триллионов. Американская экономика сейчас больше почти на одну треть, то есть она больше на 50 процентов европейской, если не считать размер британской экономики”.
<…> На европейском технологическом ландшафте лидирующие позиции занимают американские компании как Amazon, MicrosoftиApple. Семь крупнейших технокорпораций по размеру капитализации принадлежат американцам. Среди европейский компаний только две входят в топ-20 – ASMLandSAP. В то время как Китай сумел вырастить собственных техногигантов, европейские успешные проекты приобретаются американскими. Microsoftкупил Skype в 2011-м году; Googleкупил DeepMind в 2014. В гонке за развитие искусственного интеллекта лидирующие позиции скорее всего будут принадлежать американским и китайским фирмам.
<…> Получается, что Европа вообще нигде не преуспела? Некоторые гордо заявляют, что размер европейского рынка вынудил компании со всего мира принять европейские нормы регулирования, которые называются “Брюссельским эффектом”. Однако было бы куда лучше быть впереди всех по производству богатства и процветания, а не в процессе его регулирования ».