Бывший постоянный заместитель министра иностранных дел по делам Содружества и развития и Глава дипломатической службы Ее Величества Саймон Макдональд в интервью The New Statesman говорит о текущей роли Британии в мировой политике, участии Запада в украинском конфликте и будущих трендах в системе международных отношений:
«Причина угасания британского влияния в мире лежит не в деятельности её министров иностранных дел, а в более глубоких структурных проблемах. Мировой упадок Британии был одновременно полным и относительным. Индия, Китай, Япония, Бразилия, Австралия – все они сейчас представляют из себя нечто большое, чем это было 20 лет назад. Источник силы лежит в населении, а в Британии сейчас проживает около 70 миллионов человек, учитывая ещё то, что теперь у нас нет привилегированного доступа к европейскому экономическому блоку, с которым граничит Соединённое Королевство, и у нас нет никакого влияния на правила торговли с Европейским Союзом. Макдональд говорит, что “мы [Британия] все ещё являемся важным игроком, но я думаю, что единственное, во что мы можем играть сейчас – это мягкая сила”. Проблема в том, что Лондон пытается действовать в логике жёсткой силы, но у нас уже нет ресурсов, чтобы вести подобную политику.
<…> Но разве не Британия выступила зачинщиком массовой поддержки Украины, будучи первой, кто отправил туда вооружения, начиная с противотанковых ракет в январе 2022-го, и заканчивая уже танками год спустя? Аналогичным образом Макдональд видит инициативу по подготовке украинских военнослужащих Британией: “Всё это мне видится в логике действий мягкой силы, которая направлена на то, чтобы переключить внимание людей на что-то другое и стимулировать деятельность”.
Мог ли Запад предотвратить конфликт на Украине? Макдональд посетил саммит НАТО в 2008 в Бухаресте, где по требованию США были обнародованы планы по принятию новых членов в Альянс (речь об Украине и Грузии). Он разделяет точку зрения бывшего немецкого канцлера Ангелы Меркель, которая тогда отвергла эти предложения. Россия восприняла бы подобные действия как враждебные, поэтому тут встаёт вопрос: “Так, где же была передовая оборона? Где были подразделения, которые должны были воплотить эти планы в жизнь?” Америка уже была вовлечена в конфликты в Ираке и Афганистане, и по мнению Макдональда, Лондон не мог действовать в одиночку, “Ни у кого не было достаточно ресурсов”.
<…> Макдональд полагает, что общий вектор внешней политики государств меняется. Межгосударственные конфликты уступят своё место другим более важным проблемам “планетарной важности”: изменение климата, загрязнение, исчезновение лесов и пластиковые отходы. По мнению Макдональда, “наши учёные и исследователи будут также важны, как и наши генералы”. В любом случае избирателям внешняя политика не особо интересна – им больше интересно то, что происходит внутри страны. Британия может по праву гордиться своими институтами гражданского общества. Они могут стать основой нашего мирового влияния».