Доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев пишет о судьбах двух империй:
«C интервалом в несколько дней состоялись два торжества, которые, на мой взгляд, напрашиваются на определённые сравнения.
В двух бывших империях отмечали непереоценимые по символической значимости события: в Британии впервые после распада империи короновали нового монарха, а в России в который уже раз праздновали День Победы.
<…> В отличие от большинства европейских колониальных держав – от Голландии до Франции и от Бельгии до Португалии – Великобритания за последние сто лет не вела значимых войн за удержание своих заморских территорий. <…> В отличие от Британии, Россия, чья империя также была демонтирована относительно организованным образом, судя по всему, только начинает осознавать весь «трагизм положения» и не только всерьёз задумывается о пересмотре границ со своими бывшими составными частями <…>.
Великие империи лишь тогда надолго оставляли след в истории человечества, когда им удавалось превратиться в своего рода новые «миры», менявшие социальные и культурные установления гигантских регионов. Римская, арабская и британская империи распространили в мире свои языки, технологии, социальные порядки и устои, архитектурные стили, создали непреходящие памятники материальной культуры. <…>
Время каждой империи имеет свойство заканчиваться, и это — нормально и естественно. Однако нельзя не видеть, что в анналах истории самое важное место занимают те имперские структуры, процесс упадка и разрушения которых вызывает, скорее, сожаление, чем страх. Сегодня, увы, приходится признать, что Российская империя – несмотря на её беспрецедентные масштабы и выдающиеся прежние достижения – вряд ли пополнит их число».