Журналист Алексей Макаркин пишет:
«Хорошо известно, что одним из архетипичных персонажей отечественного кино является Глеб Жеглов (аналога его «доктора Ватсона», идеального Володи Шарапова, в природе не существует). Жеглов готов без какой-либо рефлексии нарушить закон, лишь бы восстановить справедливость. Для братьев Вайнеров такой герой был одиозным напоминанием о сталинских временах, но таланты Говорухина и Высоцкого сделали из него народного любимца. Жегловские качества оказались востребованными, резонерство Шарапова вполне естественно забылось. Многочисленные последствия правового нигилизма мы можем наблюдать — и не только во время долгого дня 24 июня. Только есть одно «но» — киношный Жеглов встроен в жесткую вертикаль, которая готова закрыть глаза на его методы, но до определенного предела. Если Жеглов сделал бы первый же неверный шаг в направлении независимости от вертикали, она бы его немедленно уничтожила.
В 90-е годы, когда отечественное кино стало надоедать, российский зритель познакомился с кинематографом западным. В том числе с классическими фильмами о наемниках, «Псы войны» (по роману Фредерика Форсайта) и «Дикие гуси». Антигерои советского времени (а наемники были таковыми) стали героями постсоветского, примерами эффективности частных компаний, способных заменять неповоротливые государственные системы. Кстати, в фильмах хорошо показано, как действуют «машины войны», стреляя по всему, что может представлять потенциальную угрозу, и абсолютно не рефлексируя на темы о бесценности человеческой жизни (а как только один из героев «Псов войны» проявил мягкость, то тут же сам был убит).
Но, похоже, что не все досматривали фильмы до конца. В тех случаях, когда интересы главных героев фильмов оказывались серьезно затронуты, они были готовы к самостоятельным действиям и выходили из-под контроля. Фильмы показывают две модели поведения — политически грамотный наемник становится кингмейкером («Псы войны») и наемник карает своего работодателя, который предает его («Дикие гуси»). В обоих случаях он из эффективного орудия превращается в непредсказуемого актора со своими амбициями».