«Бумага» публикует интервью с участником нашего проекта «После» Александром Черкасовым («Мемориал», организация включена в реестр иноагентов, ее деятельность прекращена по решению суда, также удостоена Нобелевской премии мира):
«Известна фраза Сергея Довлатова: "Мы без конца проклинаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И всё же я хочу спросить: кто написал четыре миллиона доносов?" Довлатов тут написал красивую, но опасную неправду. Опасную — потому что она не просто смещает фокус, но уводит сильно в сторону.
Если смотреть дела времен Большого террора, на сотню дел найдем пару доносов. Большая часть людей была убита не из-за доносов, а прежде всего потому, что репрессии шли по "категориям" ("кулацкая операция", "польская", "немецкая"), и это опять-таки была государственная политика.
Еще один резон, которым неявно обосновывают нежелательность раскрытия архивов, — "Не оборачивайся! Превратишься в соляной столп!" Потому что, обернувшись, обратившись к архивным материалам, неизвестно, кого ты там найдешь: жертву или палача. Вдруг кто-то узнает в своем прадеде энкавэдэшника?»