будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
конспектПолитРу
Май 16, 2025
Конспект

Credo quia absurdum

Богослов Андрей Кураев, поясняя кредо Тертуллиана Credo quia absurdum, говорит: 

«Первое. У Тертуллиана не было такой формулы — "Верую, ибо абсурдно". Это уже потом историки философии редуцировали его сложную конструкцию до этого афоризма. 

Второе. Тертуллиан говорит совершенно в рамках формальной логики. Это не надругательство, это всё правильно. Он просто отвечает на то, что если подойти к анализу Евангелия, ну, скажем так… 

Начну издалека. Математики времен Тертуллиана, астрономы эпохи Тертуллиана не ставили перед собой задачу объяснения, почему. Почему происходят на небе те или иные события? Их задача была чисто феноменологическая: спасение феноменов. То есть надо было предсказать, что такая-то звезда, такая-то планета в такое-то время года в такой-то день окажется в таком-то созвездии. Вот это была их задача. Спасение феноменов — приходилось только этим и заниматься астрономам. 

И вот такое же спасение феноменов — это работа богослова до сегодняшнего дня. Он берет, скажем, в руки евангельский текст. И дело вот в чем: тем астрономам, чтобы спасти феномены, нужно было придумать какие-то схемы, почему мы иногда видим, что планета начинает двигаться назад. Поэтому пришлось создать систему эпициклов <…>.

Так вот, почему вдруг планета пятится, мы не понимаем, но мы четко предсказываем: сейчас начнет пятиться.

Ну. вот точно так же богословы относятся к евангельскому тексту. <…> Мы должны его изложить, понять так, чтобы не было лишних цитат. А в тексте евангельском мы видим, с одной стороны, что Христос то как Бог действует, то как человек. Как Бог исцеляет и воскрешает Лазаря, как человек плачет о том, что Лазарь умер перед этим. 

Как это совместить? 

И вот для того, чтобы объяснить можно было и то, и другое, рождается эта сложная система богословских эпициклов. Бог один, но в трех лицах. И дальше Тертуллиан поясняет, что сын Божий умер, это же невозможно, значит, в это можно только верить. Совершенно верно. Сын человеческий воскрешает людей — немыслимо, но достойно веры. То есть он четко и вполне логично различает возможности веры, возможности очевидности, банальности, принятые в мире, и показывает, что христианство рождает, дает возможность нового интеллектуального конструктора».

читайте также
Конспект
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Конспект
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).