Член совета директоров Европейской ассоциации политических консультантов Игорь Минтусов пишет:
«Тема дистанционного электронного голосования - это не «будущее, по причине развития технологий», это прошлое в развитии технологий голосования в мировой практике.
Эксперименты с ДЭГом на национальном уровне с начала 21-го века неоднократно проводились в Великобритании, США, Австралии. Итоговое решение, принятое в этих странах – не использовать ДЭГ на национальном уровне по причине ненадежности системы в целом, а также отсутствия значимого повышения явки как одного из аргументов в пользу ДЭГа <…>.
<…>.
В Германии Конституционный суд по запросу правительства проводил специальную модельную игру между «разработчиками» ДЭГ и «хакерами». Победили в этой игре «хакеры», поэтому Конституционный суд рекомендовал правительству не использовать ДЭГ в Германии «по причине ненадежности и подверженности системы ДЭГ внешнему воздействию».
Нашлась единственная страна в Европе (Эстония), использующая ДЭГ на выборах , которую приводят в пример поклонники и популисты от ДЭГа, не владеющие сутью вопроса. За использование ДЭГ Эстонию критикуют европейские коллеги. <…>.
Хотелось бы призвать коллег-экспертов не заниматься камланием над ДЭГ <…>, а приводить содержательные доводы специалистов-экспертов в области IT или не касаться этой темы совсем, если таких доводов нет.
Возвращаясь к теме легитимности выборов в России, напомню, что крупнейшая оппозиционная партия в России (КПРФ) не признает честность подсчета голосов через ДЭГ. Один из важных признаков легитимности любых выборов – это как раз признание всеми участниками выборов их результатов.
<…>.
Критический недостаток использования ДЭГ в России – невозможность проверки независимыми и подготовленными в области IT наблюдателями результатов подсчета голосов».