Пианист Денис Мацуев в интервью изданию «Российская газета» говорит:
«Я в Китае уже 25 лет: впервые побывал там еще в 1998-м, после победы на конкурсе Чайковского, и все это время смотрю, что там происходит. Человек я не завистливый, но меня распирает от чувства белой зависти, когда вижу, какие там дороги, аэропорты, вокзалы, а в любой “деревне” — по китайским меркам это многомиллионный город — стоит космический “шаттл” — комплекс с несколькими залами, оснащенный хорошими инструментами, с вместимостью от стадионной до камерной, с великолепной акустикой.
Но главное, за что можно уважать китайцев: они полностью скопировали систему советского музыкального образования, привили любовь к музыке детям и родителям. Теперь ребенок в этой стране почти автоматически идет в музыкальную школу, а инструмент (пианино) стоит едва ли не в каждой квартире. А ведь все это еще недавно было у нас... Я уже не говорю о внедрении ими нашей трехступенчатой системы музыкального образования, благодаря которой страна вырвалась на международный уровень. Буквально на каждом конкурсе мы видим: среди китайских пианистов есть серьезные кадры, и они не просто играют быстро и виртуозно. Это одаренные люди, которые выросли в развитой музыкальной среде, что очень важно.
Несомненно, Китай — одна из прорывных стран, идущих вперед очень быстро и останавливаться не собирающихся. Я могу сравнивать, потому что, скажем, Китай в мой первый приезд 1998 года был совсем другим: во время выступления в зале звонили мобильные телефоны, зрители громко разговаривали. Мне даже казалось, что я им мешал: чем громче я играл, тем громче говорили они. Сейчас все иначе. Вы не представляете, как публика слушала пять (!) подряд концертов Рахманинова (точнее, четыре концерта и Рапсодию на тему Паганини), которые я играл вместе с нашим замечательным Госоркестром Татарстана под руководством главного дирижера Александра Сладковского и главного приглашенного дирижера, китайского музыканта Кристофера Чена».