Лаборатория публичной социологии (PS Lab) пишет об исследовании коммунистических диктатур Мартина Димитрова «Диктатура и информация»:
«Политологи уже давно описали так называемую «дилемму диктатора». Автократы опираются на репрессии, которые порождают страх у населения. В результате люди скрывают свои настоящие взгляды, и именно поэтому автократы редко могут оценить уровень недовольства в обществе. Коммунистические режимы решают эту дилемму наиболее эффективно и отчасти поэтому известны своим долгожитием <…>. Как им удается решить эту дилемму? С помощью двух инструментов <…>.
Во-первых, они создают множество избыточных каналов получения информации, которые дублируют друг друга. Отчеты партийных ячеек, сети информантов, слежка, жалобы и петиции, опросы, мониторинг СМИ – вся эта информация поднимается наверх. Соответственно несмотря на то, что у бюрократов или сотрудников спецслужб есть стимул не доносить ту информацию, которая может разозлить руководство, «плохие новости» так или иначе достигают коммунистических автократов.
Во-вторых, такие режимы часто используют такую информацию для поиска еще не перешедшего в открытую критику «латентного» недовольства, которому можно противодействовать с помощью распределения благ, «профилактики» с вызовом на беседу или точечных репрессий. Поэтому такие режимы и падают часто не из-за того, что они не осведомлены о нарастающем кризисе, а из-за того, что не могут предпринять правильных действий в связи с ним. <…>
Конечно, партия власти не играет в России сравнимую по значению роль в смысле сбора информации, а количество информантов, хоть достоверных способов его оценить и нет, явно уступает тому, что было при коммунистических диктатурах <…>. Однако одержимость желанием понять, что думают люди, у российских автократов есть. Так, по заказу правительства поллстеры регулярно проводят открытые и закрытые опросы, а Роскомнадзор опирается на автоматический мониторинг СМИ и социальных сетей.
Проблемы взаимодействия российского режима с информацией заключаются не в ее недостатке и даже не в отсутствии ресурсов для репрессий, а в персоналистском характере режима. Последний ведет к формированию информационного пузыря вокруг лидера и основных элит. Судя по всему, недонесение наверх «плохих новостей», с которым коммунистические режимы активно боролись с помощью избыточности каналов, является большой проблемой для режима Путина».