Эксперт в атомной энергетике Дмитрий Горчаков на youtube-канале «Sapere Aude» говорит:
«Собственно, почему нет санкций вот таких серьезных, как было с нефтью, как было с газом: с такого-то дня через полгода, через год Европа отказывается полностью от нефти или от газа. Потому что нефть или газ можно купить в другом месте, и там не нужна какая-то особая спецификация. Газ — он, в общем, и в Африке газ. Может, химически чем-то отличается, но не сильно принципиально. Ядерные технологии — это очень сложная сфера, где нельзя просто поменять поставщика. Во-первых, его надо найти, ядерное топливо для определенного типа реакторов. Хорошо, если два поставщика в мире есть. Для советских сейчас есть два, но и то компетенция у американцев все-таки похуже, не для всех типов реакторов. И то, даже если у них есть технология, ее нужно для каждой страны, для каждого энергоблока протестировать, отлицензировать и так далее. Эта процедура занимает годы.
Во всех странах, которые так или иначе зависят, нет санкций, но есть определенная политическая воля, видимо, политического руководства, которую довели до компаний. Все это частные компании — там не Россия, там все-таки бизнес управляется сам по себе, а политика сама по себе. Нет официальных санкций — это законно, почему бы не работать, если это выгодно? Поэтому бизнес не очень заинтересован, чтобы рвать эти связи. Это либо обеспечит им судебное разбирательство, либо просто это будет для них дороже. Но, тем не менее, они понимают уже, даже бизнес, куда все движется, и они, в принципе, тоже заинтересованы. Если уж они будут инвестировать, допустим, в то, что они эти технологии будут создавать сами — наращивать мощности по обогащению урана, делать это ядерное топливо, — они вложат деньги в инвестиции, в разработки, в людей, заводы и так далее. Они заинтересованы, чтобы эта ситуация тогда продлилась какое-то время, чтобы эти инвестиции отбились.
Поэтому рынок меняется не быстро. Нужны годы, чтобы он поменялся. Но решение уже принято. Через пять лет — мы посчитали, что к 2030 году, — уже зависимость Европы, Евросоюза от ядерного топлива из России минимум на 60% снизится. И это уже будет не отыграть назад.
«Росатом» это для себя компенсирует. То есть он построит в Индии, в Китае и так далее. Он туда будет поставлять топлива не меньше, чем в Европу. Но Европу он все-таки потеряет. Так что изменения происходят, несмотря на то, что санкций официально действительно пока нет».