Политолог Дмитрий Михайличенко пишет:
«Курс доллара по отношению к рублю упал до 89 руб. Недавно курс был за 100 рублей за бакс и пропагандисты усиленно отрабатывали тему «россиянам доллары не нужны», а сейчас новости об укреплении рубля дают все ведущие российские СМИ.
В августе и сентябре этого года византийские социологи даже успели провести «соцопрос», который показал, что «россиянам курс доллара не интересен». Но сейчас, похоже, такого опроса не будет: византийские социологи и политологи слишком заняты анализом во всех подробностях стендов регионов на выставке «Россия» на ВДНХ.
Это и есть в чистом виде пример фокусировки внимания общества на имитационных проектах. В 2018 г., когда мэру Москвы С. Собянину нужно было избираться на новый срок, а антирейтинги его были высоки, в качестве картинки кампании решено было апробировать тезис «как похорошела Москва» и показать ситуацию «до него» и «сейчас» <…>.
Экстраполировать эту логику на всю страну и применить к выборам главы государства тоже, вроде бы, логично, но плохо коррелирует с обьективной социологией. Она показывает нарастающий массив проблем в российском социуме. <…> А это значит, что тезис про похорошевшую Россию никак не зайдет и нуждается в более адекватном, типа «сделано много, но предстоит сделать еще больше» и «мы видим проблемы и трудности россиян».
Относительно же курса рубля ситуация интересна в двух аспектах. <…> Крупный бизнес, который почти полностью подконтролен государству, <…> выглядит как кунжутный орех в глазах самурая: чем больше давишь, тем больше масла. Такая политика имеет свои очевидные пределы и дисфункции, но именно она будет магистральной в ближайшие годы.
Второй фактор – это обеспокоенность правящего класса высоким уровнем инфляции. Укрепление рубля, ослабление цен на бензин, постепенное сворачивание льготной ипотеки – все эти меры оптимизационного характера, которые показывают отчетливое желание правящего класса сдержать падение уровня жизни в стране. <…> Этот и будет главным элементом общественного консенсуса на текущем этапе».