Политолог Дмитрий Михайличенко пишет:
«Следующие годы — это годы развития такого феномена как внутренняя эмиграция. Видный представитель эллинистической философии Эпикур выразил эти настроения просто: “живи незаметно”. Эллинистическую философию двигали эмигранты и лишенные права гражданства в древнегреческих полисах люди. Находящиеся на положении метеков (типа современных обладателей ВНЖ), они не участвовали в политике, но выразили усталость от эпохи глобальных завоеваний Александра Македонского и последующего раздела его империи диадохами уходом во внутренний мир и пространство частной свободы.
Внутренняя эмиграция в современной России — это состояние и уже достаточно обширное явление. Наши дедушки и прадедушки не писали бы посты в соцсетях, даже если бы они существовали в середине ХХ века. Но многие из них вели дневники и оставались откровенными с самими собой, наедине. Наученные горьким опытом массовых репрессий, они умели молчать, уходить в себя. <…>
Внутренняя эмиграция будет развиваться еще и потому, что экономические возможности для эмиграции сокращаются. Плюс власти все сделали для того, чтобы модель “живи там, зарабатывай здесь” оказалась недоступной для подавляющего большинства. Такие действия властей — объективная защитная стратегия в условиях конфронтации с Западом. И пусть некоторым и кажется, что до автаркии далеко — она реализуется уже на уровне многих подходов во внутренней и внешней политике.
В этом плане наступает время не соцсетей, а дневников. Время спокойных и кабинетных штудий, тем более, что в публичном дискурсе со всех сторон царят горлопаны и прочие пропагандисты, призывающие <…> к усилению конфронтации, новой крови и агрессии. Порядочным людям лучше не читать и не внимать такого: ни до обеда, ни после.
<…> Многие постсоветские россияне не успели забыть доперестроечный опыт. В этом плане стоическое терпение и уход в свой внутренний/семейный мир — это исторически проверенный механизм реагирования на внешние события. Проверенный и надежный, но не позволяющий личности самореализовываться и ощущать позитивную свободу (“свобода для возможности делать что-то”). Многие недовольные (наверное, большинство) решают, что это лучше, чем ничего. <…> Тем более, что путь бунтаря, готового идти против системы, имеет слишком яркие и трагичные примеры».