Политолог Дмитрий Михайличенко пишет
об этапах «идеологической стилистики» российской власти:
«I.: попытка интеграция в структуры западной глобализации (1991-2007 гг.). На положении ресурсной и догоняющей полупериферии (1991-2000 гг.) или же на положении равноправного партнера Запада (2000-2007 гг.): обе попытки провалились.
II: инновационно-модернистский вариант «четырех И» Д. Медведева (2008-2012 гг.), который практически не оставил никакого следа в общественных настроениях страны.
III: консервативный и крымско-патриотический (2012-2020 гг.), в рамках которого динамика ухудшения отношений с Западом стала определяющей для всех остальных социальных, экономических и политических процессов.
IV: антиковидно-консолидирующий (2020-2022 г.). На короткий период эта повестка оказалась прервана пандемией, которая, впрочем, оставила свой след с точки зрения инструментов управления (цифровизация, усиленный контроль государств над социумом), но не с точки зрения смыслов и идей.
V: ультрапатриотический этап в условиях СВО: отстаивания традиционных ценностей и укрепление идентичности России как особой страны-цивилизации (2022 г. – по наст. вр.).
Речь идет именно о стилистике, а не об идеологии в классическом понимании для модернистских обществ ХХ в. Разница в том, что стилистика должна не столько консолидировать общество, сколько очерчивать рамки возможного и недопустимого в <…> атомизации и аполитичности. <…>
При этом идеологические смыслы одного этапа плавно перетекают в другой или же размываются и, фактически, исчезают: так, про «четыре И» <…> Медведева практически все забыли, а интеграция в структуры западной глобализации сменилась противоположной политикой. Однако идеи патриотизма оказываются устойчивыми во всей конструкции начиная с 2000-х гг. А умеренный консерватизм сменяется тематикой традиционных ценностей, хотя идейная связь тут прослеживается отчетливо.
Этой, достаточно условной классификации, вполне достаточно для того, чтобы понять: никакой жесткой идеологической привязки и внесения изменений в Конституцию страны правящий класс пока допускать не будет. Такая привязка ограничивает операционные возможности правящего класса, в том числе и в плане формирования общественно-политического ландшафта. «Пока» это примерно 2-3 года».