Политолог Дмитрий Михайличенко пишет:
«Последние годы в динамике отношений госвласти и общества прослеживается тенденция: правящий класс все больше ориентируется на небогатый и усредненный слой населения, который и позиционируется как социальный ориентир. <…>
История с ростом цен на куриные яйца, а ранее - забота одной партии перед выборами в Госдуму о борщевом наборе – весьма показательны. Сюда же можно отнести и расширение практики выплат пособий семьям с детьми, а также малоимущим, которая заметна в последние годы. Можно было бы и говорить о льготах для оплаты услуг ЖКХ, которые для многих семей становятся слишком тяжелыми, но здесь реально сделано не очень много: муниципальные и региональные власти чаще симулируют эту меру, нежели реально ее тиражируют. <…>
Росстат оценивает уровень бедности в 10,8% (15,7 млн. чел.) и отчитывается о существенном сокращении этой категории населения за последние годы. Тут «работают» методологические коррекции (изменение методики подсчетов), тем более, что самоощущение бедности <…> гораздо выше. С учетом того, что в России самыми протестными являются бедные граждане, курс государства на формирование усредненной массы неосоветских россиян выглядит вполне логичным. По многим причинам: в том числе и из-за готовности участвовать в СВО людей с невысокими доходами, верой в царя и этатизма.
В то же время, правящий класс отчетливо понимает, что экономике нужны рабочие руки, а мигрантофобия может резко усилиться в любой момент. В этом плане государственная власть и будет ориентироваться на усредненное большинство. Повысились цены на контактные линзы, бытовую технику или автомобили? Покупайте более дешевые варианты, берите кредит и выкручивайтесь сами. А вот цены на яйца, хлеб, картофель, макароны и базовую линейку лекарств расти стремительно не должны. Пусть лучше ухудшится качество <…>.
На мой взгляд, за всем этим просвечивается вектор: сверхбогатый правящий класс будет ориентироваться на то, чтобы лояльное большинство имело самое необходимое для своей жизни. <…> Это не обязательно выживание, но это очень скромная жизнь «простого народа». А вот траты на здравоохранение государства в увеличенном масштабе сюда, по большому счету, пока не вписываются. В остальном же есть твердая воля правящего класса держать на плаву усредненное большинство под названием «простые люди». И неудивительно: это большинство в целом лояльно властям и не требуют от государства очень многого. И это устраивает правящий класс».