Участник нашего проекта «После», экономист Дмитрий Прокофьев в издании «Новая Газета» пишет:
«“В делах государственных надо обращать внимание не столько на то, как должен был бы князь поступать по указаниям разума, но на то, как он, вероятно, поступит по природе и привычкам своим; ведь князья часто делают не то, что должны, а то, что им кажется нужным; кто думает о них иначе, может жестоко ошибиться”, — писал флорентийский политик Франческо Гвиччардини в середине XVI века.
Даниэль Канеман с Гвиччардини бы согласился, ведь главное, что он предложил нам — отказаться от прогнозирования и анализа исходя из “как бы в такой ситуации поступил разумный человек” и сосредоточиться на вопросе, “как мы реально принимаем решения” (и почему мы ошибаемся).
Так, в статье “Hawkish Biases” (“ястребиное поведение”), написанной в соавторстве с политологом Джонатаном Реншоном, Канеман объяснял, что практически все предубеждения, выявленные им за годы исследований, подталкивают человека к конфликту, а не к компромиссу. Причем эти предубеждения не имеют прямого отношения к политике, но политики тоже люди — и предвзятость в пользу ястребиных предпочтений сильно влияет на содержание политических решений.
Решения намного важнее результатов, а хороший прогноз не тот, который сбылся, а тот, который был сделан с учетом всей доступной на момент прогноза информации.
В то же время само по себе качество решений, принимаемых людьми, не определяет конечный результат их действий, говорил Канеман, — вы можете принять очень хорошее решение и получить в итоге плохой результат из-за невезения. Вы можете принять плохое решение и получить хороший результат — так сложились обстоятельства. Просто повезло.
Но важность работ Канемана не в демонстрации того, почему люди “наступают на грабли” (действуют нерационально), а в утверждении, что эти “грабли” (отклонения от рациональности) можно предвидеть.
Да, человеку свойственно ошибаться, но ошибается он предсказуемо. А значит, человеческие ошибки можно контролировать и исправлять».