Участник нашего проекта «После», экономист Дмитрий Прокофьев в издании «Новая газета» пишет:
«В истории с налогами есть и еще один момент, на первый взгляд незаметный.
Дело в том, что налоги на доходы физических лиц — не единственные “налоги на труд” в России. Есть еще и социальные взносы. И налоговую нагрузку на трудящихся нужно рассматривать с их учетом. И вот тут начинается интересное.
Если подсчитать размеры социальных взносов, то окажется, что “плоской шкалы” налогов в России нет. В России страховые взносы уплачиваются работодателем, а не работником. В отличие от НДФЛ социальные взносы регрессивны: до достижения начисленной заработной платы в 2,225 млн рублей работодатель дополнительно платит взносы в размере 30%, после превышения предельной величины — по ставке 15,1%.
Так что если оценить размер налогов, которые суммарно выплачиваются с изначальных затрат работодателя на сотрудника со средней зарплатой, то налоги на труд в РФ не такие уж низкие, какими на первый взгляд кажутся. Если учитывать только ставки по НДФЛ в 13% и 15%. Налоговая нагрузка в России (33,1%) — это ниже среднего показателя развитых стран (34,6%), но выше, например, уровня налогообложения труда в США (30,5%) и в Китае (30,7%).
И вот тут возникает интересная ситуация.
В настоящий момент система налогообложения труда предполагает в долевом отношении большее налоговое бремя на бедных, а больше всех выигрывают даже не самые богатые, а те трудящиеся, чьи заработки находятся в интервале от 2,225 млн до 5 млн рублей в год — для них ставка по социальным взносам снижается, но еще нет повышенной ставки 15% по доходам. Это те, кто получает от 185 до 420 тыс. рублей в месяц. Кто бы это мог быть? (Вопрос риторический.) Даже с ростом налогообложения их привилегированное положение сохранится. Да, налоговая нагрузка вырастет и для них, но мы ничего не знаем о планах повышения страховых взносов».