Участник нашего проекта «После», экономист Дмитрий Прокофьев в издании «Новая газета» пишет:
«Рост цен — прямое следствие экономического курса правительства, нормальная реакция экономики на экстремальную бюджетную накачку отраслей, не связанных с потребительским рынком (денег в экономике больше, а потребительских товаров — нет).
Не хватает денег на оплату по новым ценам — возьми в долг. (Плюс у кого нет денег совсем — и правительство прямым текстом говорит, где и как их можно получить: ну, сами знаете — билборды на каждом углу.)
Так что рост рынка микрокредитов — это и производная от текущего экономического курса, и его необходимый элемент.
Однако у “монеты микрофинансирования’’ две стороны: растет рынок микрокредитов (деньги людям нужны, а в банках кредиты не дают — остается идти в МФО), но кредиты “до зарплаты” — это как раз та самая “поддержка потребительского рынка”, эти деньги моментально превращаются в товары/услуги (или идут на обслуживание кредитов, взятых ранее). Но это вовсе не то, чего хочет правительство, заинтересованное в концентрации ресурсов для “выполнения задач”.
Поэтому ЦБ РФ и старается планомерно охладить сектор микрофинансов — пусть берут в долг поменьше. Но без роста реальных доходов люди все равно будут брать в долг “до зарплаты” — даже и под 0,8% в день».