Кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ЦЭМИ РАН, старший научный сотрудник факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Дмитрий Скрыпник в издании «Forbes» пишет:
«В предыдущей версии нацпроектов, запущенной в 2018 году, в качестве приоритетов были выбраны развитие инфраструктуры и человеческого капитала. И сегодня приоритет этих направлений вложения средств во многом сохраняется. Однако такие инвестиции дают эффект, когда они являются частью проектов развития или в стране существует критический дефицит инфраструктуры и человеческого капитала. В России же это не так, и мировой опыт, и исследования отечественной экономики говорят о том, что ожидать ускорения роста на основе такой политики не приходится.
Остается неясным и то, какие институциональные механизмы обеспечат создание технологических цепочек, ведь прежним институтам этого сделать не удавалось. Как правительство будет заставлять крупный бизнес, который и раньше не занимался углублением переработки сырья, делать это сейчас? Кто должен будет инициировать проекты? Если правительство, то на каком уровне и достаточно ли у него компетенций, каковы механизмы взаимодействия с отраслевыми институтами, инжиниринговыми центрами? Кто будет координировать смежные отрасли, которые должны будут обеспечивать долгосрочный спрос?
На самом деле нужна достройка системы стратегического планирования, привязанного в конечном итоге к проектам как основным инструментам реализации целей, а не к отраслям, как было в СССР. Важна и научно-обоснованная система отбора проектов. Наконец, не обойтись без механизмов обратной связи, обеспечивающих системе гибкость, которая не позволит ей превратиться в советский Госплан».