Политолог Дмитрий Стратиевский в издании The Moscow Times (внесено Минюстом в реестр иноагентов) пишет:
«Трамп не только критикует союзников за недостаточные финансовые вливания. Он неоднократно ставил под сомнение саму роль США в НАТО, по крайней мере в нынешнем формате взаимоотношений между Вашингтоном и Европой. Согласно информации Bloomberg, политик планирует в случае своего возвращения в Белый Дом коренным образом изменить оборонную стратегию Америки, сделав из НАТО некий “клуб по интересам”: якобы статья 5 Устава альянса, закрепляющая принцип коллективной взаимопомощи, будет распространяться исключительно на прилежных плательщиков взносов, тех самых двух процентов ВВП. Начать эти процессы Трамп хотел бы уже в 2025 году. Насколько велика такая опасность?
Нельзя забывать о том, что Трамп действует в привычной для части республиканцев традиции американского изоляционизма, точнее, заигрывания с изоляционистским запросом избирателей. America first — это то, что хотят услышать некоторые американцы. Данную концепцию придумал не Трамп. Ей уже более 100 лет, начиная с влиятельных политических групп, выступавших против вступления США в Первую и Вторую мировые войны. В итоге, в американском истеблишменте всегда побеждали прагматики, осознававшие геополитические интересы своего государства и его историческую миссию. На практике и Трамп оказался пусть эксцентричным и нетипичным, но все же американским президентом, понимающим роль США в мире и невозможность огородиться океанами от всех проблем на других континентах. <…>. Америка не может себе позволить безучастно наблюдать за эрозией западного военно-политического союза, за аннексиями и насильственными изменениями границ в Европе и за ее пределами. Это будет истолковано как слабость. На кону ее репутация сверхдержавы, как политической, так и экономической. Трампу хорошо известно, что НАТО мультифункционально. Например, лишь оно, по существу, удерживает Турцию в орбите западного влияния.
Если же рассматривать угрозы Трампа исключительно в практической плоскости, то почти все члены НАТО, которые потенциально могли бы стать объектом нападения России, давно преодолели двухпроцентный порог, а Польша в процентном отношении инвестирует в оборону даже больше, чем США. Исключение составляет только Норвегия. <…>.
Вероятность кардинального переустройства НАТО и серьезного ослабления американского “зонтика безопасности” в Европе крайне мала и при президенте Трампе. Цена такого решения была бы велика и для самой Америки. Вместе с тем, в европейских столицах всерьез озабочены подобными высказываниями. По мере развития избирательной кампании в США и приближении даты выборов возрастает и нервозность в Европе».