Кинокритик Антон Долин в одной из соцсетей пишет о социальном разломе, который показал Андрей Звягинцев в фильме «Елена» (2011), и объясняет, почему этот разлом – одна из причин происходящего сегодня.
По сюжету героиня убивает своего мужа, а ее семья (сын от первого брака, его жена и дети) захватывает его квартиру. Но зрителю сложно поверить в причину такого убийства – Елена его совершает не ради недвижимости, а чтобы «отмазать» внука от армии. «Неужели такая мелкая размолвка может привести к преступлению?»
«”Елена” – фильм о безнадежном социальном расслоении, о безжалостной классовой войне, о невозможности примирения. Но в противостоянии ожесточенных бедных и высокомерных богатых есть третий невидимый участник, истинная первопричина раздора: тот самый Левиафан – государство.
Этому Дракону бедные и бесправные обязаны жертвовать своих детей. А там дети научатся убивать и умирать. <...>
Как вы думаете, возможно ли объяснить хоть кому-то в мире за пределами постсоветского пространства, что многие в России поступают в институт не для того, чтобы получить высшее образование, а чтобы не служить в армии? Сам этот феномен “откоса”, столь мало отрефлексированный и отраженный в искусстве? Вечное – еще советское и никуда не девшееся – разделение между привилегированными, которые имеют возможность не служить, и обреченными остальными?».