Кинокритик Антон Долин в интервью «Новой газете. Европа»:
«Осмысление каких-то процессов при помощи кинематографа — это очень полезная вещь. В Голливуде это происходит постоянно. Другое дело, что нельзя сказать, что также будет у нас. Например, мне кажется, что наш постсоветский кинематограф очень мало и плохо осмыслил войну в Афганистане. Очень мало было фильмов, которые всерьез в травматизм этих событий погружались бы. Условно говоря, одна книжка Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики» сделала для этого осмысления гораздо больше, чем те немногочисленные (в основном жанровые) фильмы, которые об этом снимались.
<...> Про Чеченскую войну было несколько очень важных фильмов. "Кавказский пленник" Сергея Бодрова-старшего — это этапный, эпохальный, очень важный фильм. Конечно же, "Блокпост" Александра Рогожкина очень значимый. Ну, и "Война" Алексея Балабанова. Как минимум эти три фильма массово смотрели, много обсуждали. Были, конечно же, и другие, естественно. Я не могу сказать, что российское новейшее кино совсем прошло мимо Чеченской войны. Но, конечно, недостаточно об этом снимали и говорили. Недостаточно в этом было рефлексии. Судя потому, что никакие уроки этой войны не были восприняты обществом в широком смысле. Сейчас мы это расхлебываем большим половником.
Вторая Мировая, она же Великая Отечественная, обладала своей мифологией. Это была мифология на 100 % позитивная. Со всей жертвенностью, со всеми травмами. Речь шла о героизме советского народа. Речь шла о самопожертвовании. Говорились, что русские (или советские), потерявшие 20 миллионов человек, принесли самую большую жертву для того, чтобы было повержено грандиозное зло — фашизм. Из этого мифа в немалой степени родились те совершенно уже человеконенавистнические концепции, которые привели к нынешней ситуации с Украиной. К сожалению, надо сейчас это признавать. Этого кино было очень много, на него был гигантский запрос. Были фильмы гуманистические, пронзительные, замечательные. Внутри этого были какие-то цензурные запреты, но их было не бесконечно много. Потому что такие радикальные фильмы, как, допустим, "Восхождение", или "Иди и смотри", или "Иваново детство", все-таки могли появиться, быть выпущенными и быть увиденными большим количеством людей. Хотя "Проверку на дорогах" положили на полку.
Афганская война или Чеченская война — это стыдные войны. Тут гордиться нечем, нет никакого позитивного образа русского солдата. И этот образ очень трудно искусственно создать, сформировать. Поэтому не может быть здесь никакого сравнения».