Аналитический центр «Re:Russia» публикует обзор на статью Агаты Демараис:
«Стратегическое экономическое сотрудничество с Китаем, о котором часто говорят в Москве, является конструктом российской пропаганды, а вера в него дорого обойдется российской экономике. Анализ торговой статистики двух стран показывает, что доля России в китайском экспорте остается маргинальной, едва превышая 2%. Это объясняет, почему Китай не спешит с инвестициями в Россию и опасается вторичных санкций: выгоды от прихода на российский рынок не компенсируют для него возможных потерь на других экспортных направлениях. В то же время доля Китая в российском импорте достигла почти 30% в 2022 году и подберется к 35% в 2023-м. Каждый третий импортный товар в России будет китайским или ввезенным через Китай. Это означает, что именно в руках Пекина окажется та импортная удавка, которой не стали для российской экономики западные санкции. Это приведет к стремительному росту политической зависимости России от Китая.
Дружба и сотрудничество «без границ», о которых говорится в совместном заявлении Владимира Путина и Си Цзиньпина, принятом во время визита председателя КНР в Москву, являются по большей части конструктом кремлевской пропаганды, который в результате дорого обойдется России. В 2022 году объем товарооборота двух стран вырос на 36%, а объем китайского экспорта в Россию в долларах — примерно на 13%. Кремль представляет этот результат как огромное достижение и свидетельство расширения стратегического партнерства. Но более внимательный анализ торговой статистики и тенденций экономического сотрудничества России и Китая может объяснить, почему это сотрудничество не будет стратегическим и каким образом оно приведет к увеличению экономической и политической зависимости России от Китая.
<…>
Казалось бы, в результате исхода западных компаний на российском рынке в 2022 году освободилось много ниш. Почему их не спешат осваивать китайские конкуренты?
Во-первых, российский рынок слаб, отмечает Демараис. В 2022 году экономика сократилась; в 2023-м если и вырастет, то в пределах погрешности. Собственно, с 2014 года, когда российская экономика начала стагнировать, объем китайского экспорта в Россию в номинальном выражении вырос всего на 40% за семь лет. Для сравнения, китайский экспорт в Индию, Вьетнам и Сингапур за те же годы вырос более чем на 200%. Российский рынок не обладает значительным потенциалом роста. Кроме того, по мнению Демараис, определенную роль может играть нежелание России соблюдать международные нормы защиты интеллектуальной собственности.
Но главная причина — угроза американских санкций, полагает эксперт. Микрочипы на сотни миллионов долларов из Китая в Россию хоть и поступают, но через сложные схемы, в которых используются фирмы-однодневки. Если действие санкций распространится на другие сектора экономики, выгоды от захвата российского рынка, который по глобальным меркам остается достаточно небольшим, не компенсируют возможных потерь на других экспортных рынках. В результате инвестиции, которые требуются для выхода на новый рынок или расширения присутствия на нем, придется списать. Выбирая между США и Россией, китайские компании всегда выберут США, заключает Демараис».