Политик и журналист Максим Шевченко на Youtube-канале «Живой Гвоздь» говорит:
«Ну, понимаете, в русском народе две линии всегда было. Первая линия – это казачье-анархистская, которая проявлялась в Разинском восстании, Болотниковском восстании до этого, которая проявлялась в земском движении Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, которые спасли Москву. Не бояре и не царь, а народ сам. Уровень самоорганизации русского народа огромный исторически. Так исходит из самой природы его жизни, его исторического бытия, потому что огромные пространства, люди жили в огромных лесных пространствах и вынуждены были волей истории формироваться как община, то есть самим решать вопрос, без воевод и без начальства. Государство всегда приходило как какое-то такое террористическое образование сверху.
Но романовская эпоха, именно романовская эпоха, начинавшаяся с Петра, подавление, поражение в гражданской войне разинцев*, подавление, поражение пугачевцев в гражданской войне, закрепощение и унижение русского народа, запугивание его, казни массовые, террор, просто террор иноземцев и их ставленников, Гольштейн-Готторпской династии, которые правили под именем Романовых, фактически это оккупация была России, она привела к тому, что изошедший кровью народ в какой-то мере стал полагать, иллюзия такая у него, надежда, что вот, мол, сильное государство является основой его исторического народного бытия.
И когда государство становится слабым, то в народе просыпается русском его исконная русская мечта, которая сформулирована Бакуниным и Кропоткиным, по самоорганизации. Но советы не большевиками были придуманы. Это Теодор Шанин доказал еще и до него».
У Максима Шевченко, похоже, свои представления о хронологии. И романовская эпоха не с Петра началась, и восстание Разина до Петра подавили.