Историк науки Геннадий Горелик говорит в ходе дискуссии, организованной каналом «О стране и мире»:
«Есть представление, что каждый человек живет в иллюзорном мире, если только он не находится на уровне животного состояния. Человек неизбежно строит себе картину этого мира и определяет в ней, что хорошо, а что плохо. Это отсылает нас к открытию, которое сделал в ХVIII веке философ Дэвид Юм. Он обнаружил, что моральные постулаты и представления о добре и зле не вытекают ни из каких объективных знаний или наук. Можно сказать, что представления о добре и зле изобретены. А верующие люди считают, что они им дарованы Богом. Эти представления живут в культуре как некая самоочевидная истина. Люди, которые уверены в самоочевидных истинах, считают, что эти истины самоочевидны и для других. Для обществ также свойственно подобное мышление.
В России встретились две цивилизации. Одна из них — это народная, или языческая, цивилизация. В ней представления о добре и зле простые и наследуются из детства, когда беспомощный ребенок зависит от могущественного родителя. Родитель обеспечивает ребенка, устанавливает справедливость в пределах семьи. Потом ребенок вырастает, и ему становится понятно, что отец не всемогущ. Тогда он переносит отцовские функции на вождя, царя-батюшку или отца народов товарища Сталина. Для российского общества характерно считать, что такая форма отношений является единственной жизнеспособной формой устройства власти. Это было осознано еще в ХІХ веке. Об этом писали не представители самых известных течений тогдашней мысли — славянофилы и западники, а немногочисленные мыслители, которые были между ними. Для меня лично доверенные лица в ХІХ веке — это Алексей Толстой, Владимир Даль, Николай Лесков и Владимир Соловьёв. Они видели, что в России доминирует представление, что царь есть единственная форма властвования. Если он плохой, то его надо заменить на другого царя. Но нет смысла вести чуждые для большинства разговоры о Конституции и парламенте».