Журнал ECONS пишет о феномене демонстративного потребления и синдроме упущенной выгоды:
«Большая часть потребления социальна по своей природе, и люди зачастую оценивают полезность того или иного товара или услуги для себя в зависимости от того, как много других людей этот товар или услугу уже используют. <…> Но иногда потребление одних людей может негативно влиять на других – например, это проявляется в феноменах демонстративного потребления и «равнения на Джонсов». <…> Стремление потреблять то, что потребляют другие, может быть вызвано не только желанием «жить не хуже соседей», но и, например, страхом упущенной выгоды <…>. Подобные издержки не-потребления решили измерить профессор экономики Чикагского университета Леонардо Бурштын и его соавторы – на примере социальных сетей.
<…> Основная причина того, что люди продолжают пользоваться соцсетями, хотя предпочли бы жить в мире без них, – это страх упустить что-то важное <…>: эту причину назвали 39% пользователей TikTok и 79% пользователей Instagram (продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией, чья деятельность запрещена на территории РФ – Полит.Ру). Предложение о деактивации аккаунта, притом что у всех остальных он остается, вызывало у участников эксперимента тревогу и другие негативные эмоции, делятся авторы. <…> Подобные негативные эффекты возникают из-за вероятности социальной изоляции, которая произойдет в случае деактивации аккаунта, или из-за неверного восприятия такой деактивации окружающими и других психологических предубеждений, полагают авторы.
Ловушки для потребителей существуют и на рынках других товаров <…>. Оказалось, что среди респондентов, покупающих товары люксовых брендов (например, Gucci, Versace, Rolex), 44% предпочли бы жить в мире, где ни одного из этих брендов не существует. Среди респондентов, не владеющих товарами таких брендов, предпочли бы жить в мире без них 69%.
Среди владельцев iPhone поразительная доля в 91% указали, что предпочли бы, чтобы Apple выпускала iPhone раз в два года, а не каждый год (среди респондентов, не имеющих iPhone, эта доля составила 94%). Это означает, что потребители считают количество разновидностей или моделей iPhone чрезмерным и, следовательно, наносящим ущерб их благосостоянию <…>.
<…> Даже если множество людей потребляют продукт, это не значит, что они видят в этом пользу. Этот факт предполагает необходимость оценки регулирующими органами того, что именно создают для потребителей различные продукты – благосостояние или же ловушки <…>. Например, крупные технологические компании путем объединения разных сервисов и приложений могут существенно увеличивать издержки неиспользования цифровых платформ. Сетевые эффекты платформ и экономия от масштаба обычно рассматриваются как вклад в благосостояние пользователей – однако такой вклад может оказаться и отрицательным».