Историк, исследователь теории государственного права Тимофей Логинов в издании «Новая Газета» пишет:
«Примечательно, что Владимир Путин требовал создать единый учебник еще 10 лет назад — в феврале 2013 года. По его словам, «молодые люди не понимают, в какой стране они живут, и не чувствуют связи с предыдущими поколениями» из-за того, что нет единого учебника с правильно выверенным патриотическим взглядом на историю. Профессиональные историки критиковали эту идею, потому что с точки зрения современной науки невозможно однозначно трактовать какой-либо исторический факт.
Но государству и не нужно, чтобы выпускники школ формировались как люди с историческим мышлением, главная задача — объяснить, почему все, что делает нынешняя власть, правильно и необходимо, а любые сомнения недопустимы.
Пока историки и чиновники спорили, каким должен быть единый учебник, яркий пример «правильного» взгляда на историю уже десятилетие демонстрирует проект «Россия — моя история». Начавшийся в 2013 году как передвижная выставка к юбилею Романовых о великой России, которую мы потеряли и вновь обрели, к 2016 году проект стал федеральным, и за последующие шесть лет «исторические парки» были построены по всей России от Калининграда до Сахалина. Где-то они разместились в новых зданиях, а где-то (например, в Уфе) — в торговом павильоне для любителей тандыров.
Удобство «цифрового учебника», как его называют авторы проекта, заключается в единой трактовке событий, которую, если что, можно быстро подправить сразу во всех городах умелыми руками айти-специалистов.
Трактовка там следующая: Запад всегда мешал России развиваться и хотел ее захватить, но она отчаянно боролась, потому что правители проводили верную политику. А если они и совершали ошибки, то это из-за обмана предателей.
Единая концепция парков очень удобна для массовых проектов, когда школьников завозят на автобусах «правильно» понимать историю в рамках разных государственных абонементов по «воспитанию патриотически настроенного гражданина». Пока на партах лежали разные учебники, на экскурсиях в исторических парках всем одинаково рассказывали о верном историческом пути российского народа.
Потому и единый учебник очень удобен в использовании — его гораздо проще контролировать, чем десятки разных изданий.
Например, можно быстро убрать неугодного предателя, который раньше на страницах учебника был героем, или переименовать какую-нибудь страну, легитимность которой стала бросать тень на успехи великой державы.
Имея на руках множество учебников, написанные «под диктовку Сороса», сложно проследить, чтобы там везде правильно трактовались события. Упоминается ли там, например, Древняя Русь или ее по непростительной ошибке указали как Киевскую?».