Политолог Екатерина Шульман (внесена Минюстом в реестр иноагентов) на youtube-канале «Жиой Гвоздь» говорит:
«Протест, организованный женщинами или те, в которых преимущественно принимали участие женщины, не является изобретением нашего времени. Чаще всего женщины выступают в этих протестах в своей, как это называется социологов, гендерной роли. То есть, например, как матери, как жёны, как кормилицы семейств. <…>
Одной из распространённых и довольно древних форм женских протестов являются так называемые голодные бунты или кастрюльные марши. Это опять же не то, что началось исключительно в XX веке. Мы такие акты наблюдаем и в XVII, и XVIII, и в XX веке. Обычно первым вспоминаются марши женщин на Версаль в самом начале Французской революции. Но на самом деле такие выступления были довольно многочисленные в Англии.
Когда у нас происходит какая-нибудь тяжёлая экономическая ситуация – хлеб подорожал или, скажем, как происходило во время английской тамошней революции – привезли ткацкий станок. Все остались без работы, мужчины без работы – соответственно, без еды.
Женщины выходят с какой-нибудь, например, посудой, в эту посуду колотят ложками и идут куда-то, где на них должны посмотреть те люди, от которых, по их мнению, зависит решение проблемы. То есть тут выступают как женщины, как хранительницы очага: “Вот я должна кормить семью, а у меня кормить нечем. Вот я со своей пустой миской к вам прихожу и вам тут колочу над ухом”.
Почему именно женщины выходят? Потому что предполагается, что они защищены, по крайней мере, в Европейском обществе и не только более мягким к ним отношением. Их не будут так наказывать, их труднее, разгонять. Можно, исторические примеры есть, но это сложнее сделать и разгоняющий выглядит хуже. <…>.
Вот это протесты, связанные с тяжелой экономической ситуацией».
* внесена Минюстом в реестр иноагентов