Журнал «Эконс» анализирует, что будет с мировой инфляцией в ближайшем будущем:
«Преобладает мнение, что ускорившаяся после пандемии инфляция в ближайшие годы снизится до таргетов центральных банков и останется на этом уровне в обозримом будущем <…>. Менее распространенная альтернативная точка зрения предполагает, что инфляция так и не снизится до наблюдавшихся еще в недавнем прошлом значений, поскольку в долгосрочной перспективе силы, сдерживавшие последние десятилетия рост цен, исчерпываются.
К сторонникам этой точки зрения присоединился Кеннет Рогофф, профессор Гарварда и один из самых влиятельных мировых политэкономистов. <…> Устойчивые структурные изменения в мировой экономике будут способствовать сохранению инфляции на более высоком уровне, чем в прошлом. Факторы, ранее игравшие «против инфляции», тем самым ослабляли и политическое давление на центральные банки. Теперь разворот их вектора может усилить давление на центробанки в пользу проинфляционной политики. <…>
К концу 2010-х, до начала постпандемического скачка, инфляция снизилась в развитых странах до 0,5%, в развивающихся странах до 2,8% и в странах с низким доходом до 3,4% <…>. К факторам, которые способствовали такому снижению в течение предыдущих десятилетий, авторы относят глобализацию, либерализацию рынков и снижение влияния профсоюзов. <…>
<…> Однако теперь прежние силы действуют в обратном направлении — что, вероятно, усилит давление на центробанки с целью повышения инфляции <…>. Остановка глобализации торговли наметилась еще после глобального финансового кризиса 2008 г., а в последние годы торговые потоки стали более фрагментированными. Прямые иностранные инвестиции с пика в 5,3% глобального ВВП сократились до 1,7% в 2022 г. Данные на уровне фирм указывают на то, что цепочки создания стоимости удлинились. Количество торговых ограничений, ежегодно вводимых странами мира, возросло с 500 в 2010 г. до более 3000 в 2022 г. <…>
Из-за антипандемических госрасходов госдолг в 2020-е в сравнении с 2010-ми вырос во всех группах стран — и развитых, и развивающихся, и с низкими доходами. Как и дефицит бюджета: в развитых странах он, согласно прогнозам МВФ, в 2023–2028 гг. почти удвоится в сравнении с допандемическим уровнем <…>. Старение населения требует более высоких расходов на социальное обеспечение и здравоохранение, рост геополитической напряженности — дополнительных расходов на оборону, распространение промышленной политики — увеличения расходов на поддержку отраслей, зеленый переход — на финансирование сокращения выбросов. <…>
Конечно, не исключено, что этот вывод может оказаться ошибочным <…>: к примеру, геополитические риски могут снизиться; нулевая нижняя граница может сохранить свое влияние из-за демографических факторов, так как старение населения будет снижать реальные ставки; а развитие искусственного интеллекта и технологий может оказаться новым антиинфляционным фактором. <…>
Все это предполагает, что успех в сдерживании инфляции в 2020-е гг. был бы более вероятен, если бы это сдерживание было поддержано мерами бюджетной политики — такими как ограничение роста госдолга за счет более строгих бюджетных правил. <…> Обеспечение стабильной и низкой инфляции в ближайшие десятилетия может потребовать реформ, связанных с еще большим усилением независимости центральных банков от правительств и еще большим повышением доверия к политике государственного долга».