Журнал «Эконс» объясняет, почему порог старости необходимо пересмотреть для экономического прогнозирования:
«По оценкам ООН, если в 1950 г. в целом в мире соотношение численности людей 15–59 лет и 60 лет и старше составляло 7:1, то в 2022 г. – 4,4:1, а к середине XXI века сократится до 2,6:1.
<…> Рост доли людей старшего возраста означает рост нагрузки на системы социального, пенсионного обеспечения и государственных финансов, ведь доля трудоспособного населения, финансирующего эти системы, сокращается. И рост этой нагрузки происходит при одновременном торможении экономического роста, поскольку сокращение доли работающих означает снижение спроса, сбережений и, соответственно, инвестиций, производительности и темпов экономики. <…> В США старение населения может замедлить среднегодовой рост экономики в 2020–2030 гг. на треть, а в странах еврозоны за 2020–2050 гг. – почти до нуля.
Однако в подобных расчетах старение населения оценивается, как правило, по доле людей старше 60 или, чаще, 65 лет, то есть исходя из биологического возраста наступления «нетрудоспособности из-за старости». Но есть альтернативный подход к тому, что считать старостью.
Он основан на определении «порога старости» как возраста, при достижении которого ожидаемая продолжительность дальнейшей жизни не превышает 15 лет. В основе такого подхода – понимание того, что поведение человека во многом определяется не тем, сколько лет он уже прожил, а тем, сколько лет ему еще предстоит прожить. А эта продолжительность для человека, достигшего, например, 65 лет в 2023 г., может существенно отличаться от продолжительности жизни 65-летнего человека в 1973 г.
<…> Старение населения сопровождается ростом ожидаемой продолжительности жизни во всех возрастах. Так, для среднестатистического жителя Земли, достигшего 65-летия в 1950 г., ожидаемая продолжительность дальнейшей жизни составляла 11 лет, а для достигшего 65 лет в 2022 г. – около 17. Те, кому 65 лет исполнится в 2050 г., проживут в среднем еще почти 20 лет – то есть почти вдвое дольше, чем их ровесники столетием ранее.
<….> Согласно расчетам Блума и Кочи, если применить «порог старости» к возрастной структуре населения стран ОЭСР, эта группа стран примерно с 2000 г. оказывается «моложе», чем при традиционном, ретроспективном расчете возрастных когорт. А страны, не входящие в ОЭСР, – наоборот, оказываются «старее» (см. график ниже).
Ретроспективный подход, сфокусированный на биологическом возрасте, упускает из виду важные различия в функциональных возможностях людей <…>. Тем самым картина влияния на экономику «старения мира», основанная на ретроспективном подходе, оказывается неточной».