Политолог Алексей Макаркин рассуждает о торжестве архаики в российской политике и приводит недавние высказывания философа Александра Щипкова и депутата Госдумы Петра Толстого:
«Александр Щипков, июль 2023 года: «Повторю то, что сказал месяц назад: Главную икону нашей Церкви отдавать назад пятой колонне категорически нельзя. Потому что - кто хранит Троицу, тот и владеет землёй русской. Пару недель назад некие «реставраторы» попытались войти в Храм к иконе как её владельцы. <…> Близко не подпустили. Те пошумели и ретировались. Возвращение Троицы – событие, <…> означающее нашу Победу. <…>».
Петр Толстой, июнь 2023 года (во время принятия в первом чтении закона о запрете смены пола): «Мы получили очень эмоциональное заключение Минздрава по этому законопроекту. Я <…> хочу процитировать только один пассаж: в случае принятия законопроекта возникнет патовая ситуация, в которой люди, чей гендер официально признан медицинскими работниками не соответствующим полу, указанному в паспорте, не смогут - бедные! - привести свои паспортные данные в соответствие с действительностью, которая сложилась у них в голове, и это может вызвать этические, медицинские и социальные проблемы, а также привести - к чему, как вы думаете? - к повышению числа суицидов в стране. Коллеги, ну, извините, <…> если эта болезнь связана, так сказать, с психической сферой - это одно, а если у нас всё-таки доктора хотят ножичками поработать - это другое <…>».
Результат: «Троица» официально передана Троице-Сергиевой лавре, а закон только что принят в окончательной редакции в жестком виде. В течение нескольких десятилетий, со времен перестройки, при принятии значимых решений было принято ссылаться на мнение экспертов. И еще на зарубежные аналоги, причем <…> желательно европейские, считавшиеся наиболее респектабельными. <…>
Сейчас апелляция к современной науке и тем более к европейскому и любому западному опыту – хоть американскому, хоть японскому <…> - выглядят подрывом устоев и «компрадорством», а то и «сатанизмом». А на повестке дня - аргументы из середины или даже начала ХХ века. <…> А успешными лоббистами в условиях торжества архаики становятся организации, отстаивающие нравственность и духовность и еще несколько лет назад проигравшие борьбу против забытого ныне фильма "Матильда"».