Обозреватель «Новой газеты» Елена Панфилова пишет:
«И тут стоит вспомнить, что у среднего класса помимо параметров, определяющих его, скажем так, экономически, есть и давно описанные для стран, где его много, общественные признаки: осознанный налогоплательщик, зачастую благотворитель, активный гражданин и вдумчивый избиратель. Это все логично вытекает из количественного описания среднего класса: ему есть что терять, поэтому он хочет и стремится влиять.
Именно это не может сейчас сильно нравиться власти: не надо вам ни на что влиять, у нас есть другие специально обученные влияющие, рангом повыше. А если их вам мало, то будет вам новая “элита” и новый “средний класс”: с полей военных баталий широким потоком возвращаются или вот-вот вернутся люди, доход которых более чем удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к среднему классу, которые могут позволить себе иномарки (правда, китайские теперь), детей которых бесплатно зачислят в любые университеты и которые только за рубеж не смогут съездить, ибо их туда не пустят, но Сочи тоже сойдет. И которые не задают никаких лишних вопросов и не активничают без спроса в ненужном направлении, а голосуют (не выбирают) точно как надо.
Если объединить их с изрядно обросшими за последнее десятилетие финансово-статусным жирком разномастных “оседлых” силовиков, то вот вам “новый средний класс”, описать который что социологически, что экономически, что политологически будет значительно проще: люди на государственном обеспечении и с государственным величием в голове, с силовым ресурсом и прошлым, не лезущие туда, куда их не просят, и вполне не возражающие, видимо, против того, чтобы стать новыми владельцами заводиков, ферм и магазинов. Что они с ними сделают? А вот это уже совсем другая история. Развитие которой, полагаю, совсем не понравится тем, кто напланировал на ближайшие годы нашей стране бурный экономический рост и много-много средств на много-много красивых национальных проектов».