Президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко пишет:
«Российские элиты стали гораздо более однородными идеологически, потому что все, кто был против специальной военной операции, так или иначе из элиты выпали: и из бизнеса, и из политики, и, конечно, значительная часть культурной элиты покинула Россию. Поэтому элита стала более монолитной. При этом, что интересно, эти уехавшие певцы и артисты, которые претендовали на роль совести нации, в качестве таковых населением не воспринимаются. Произошел процесс «деломизации» по меткому замечанию Виктора Потуремского, и у нас по сути дела возник дефицит лидеров общественного мнения.
Сегодня 5 лет президентской платформе «Россия страна возможностей». За 5 лет произошли значительные изменения. Много тех, кто прошёл через конкурсы или через систему обучения кадрового резерва Администрации Президента. Впервые за всё постсоветское время прошла такая масштабная программа подготовки, переподготовки, подбора управленческой элиты. При этом на уровне топовых игроков российской политики изменений не так уж много. Кто-то приходит, кто-то уходит, но ядро остаётся неизменным с 2012 года. Понятно, что это Политбюро не молодеет, но средний возраст несколько снизился с вхождением в его состав полноправных членов Политбюро таких, как Михаил Мишустин и Сергей Кириенко.
Очень важен фактор отношения различных поколений к проблематике идеологий. Всё-таки бэбибумеры (до 1963 года рождения) формировались в эпоху, когда наличие единой, единственно правильной идеологии было самоочевидно. И есть поколение X, формирование которого пришлось сначала на годы перестройки, а потом на 90-е, и которое видело резкий взлёт, а потом падение сразу нескольких идеологий. Последний удар по идеологии был нанесен 24 февраля 2022 года, когда оказалось, что силовики далеко не так эффективны, а экономический блок и частный бизнес удержали экономику страны в ситуации беспрецедентных санкций.
Поколение X у нас в стране, которое сейчас занимает доминирующее положение в среднем эшелоне управления, сталкивается с той же проблемой, с которой сталкиваются их сверстники и во всём мире. Развивающаяся медицина, рост продолжительности жизни приводят к феномену политического долголетия, и у поколения X есть страх, что они станут промежуточным поколением. Что сначала долго будут в высшем эшелоне бэбибумеры, потом они передадут власть своим детям Y, и иксы рискуют оказаться техническим переходным поколением.
Важен и фактор СВО как резервуара для новых элит. Успешные кейсы: Виктор Медведчук, ряд региональных управленцев, которые стали врио губернаторов после того, как отработали в новых территориях, депутат Госдумы Сергей Сокол. Для многих силовиков участие в работе на новых территориях является очень серьёзным подспорьем для их карьеры.
В дальнейшем элита будет молодеть. Мы это видим уже и на примере губернаторского корпуса, и на примере Правительства. Она будет становиться более патриотичной. Мы проводили игры, где пытались моделировать контуры новой партийной системы. Ни в одной из групп, где мы этот эксперимент проводили, не появлялись прозападные политические силы. Я думаю, что эта ниша в ближайшее несколько лет будет пустовать, а дальше уже развернётся достаточно серьёзная конкуренция внутри патриотического лагеря. Судя по всему, у нас назрела и перезрела перезагрузка левого сектора. И я думаю, потенциальная зона обновления — это левый лагерь, и далеко не факт, что КПРФ сохранит монополию в этой нише».