Журнал «Горький» цитирует
работу старшей дочери писателя Томаса Манна Эрики Манн, посвященной воспитанию молодежи при Гитлере — «Школу варварства»:
«Гитлер сумел распространить как важный фактор своей внутренней политики ощущение, что война близка. Немецкий народ вообще считает, что война уже идет.
Можно заставить народ терпеть голод, отсутствие свободы и произвол, приносить себя в жертву, можно поднять людей на сверхчеловеческие свершения, убедив их, что они живут в исключительных обстоятельствах. Можно конфисковать их собственность и ввести военное положение — но только в том случае, если люди убеждены, что они уже на войне, что надо сражаться, воевать и умирать за свою землю. <…>
Но где же враг? Никто не знает. <…> Периодические издания оказали Гитлеру неоценимую услугу: они-то и помогли сплотить его «государственную» молодежь, приучить ее к голоду, к стремительным маршам, к тяготам выдуманной фюрером войны.
<…> Годы борьбы перед тем, как Гитлер захватил власть, отражены в этих журналах. Редакторы вынуждены хвататься за соломинку, выискивать в истории те случаи, когда Гитлерюгенд действительно за что-то «сражался». Были «битвы в залах», когда юные нацисты разгоняли митинги пацифистов, и «уличные бои», во время которых республиканская полиция арестовывала гитлеровских молодчиков за их поведение. Но все-таки это была борьба! <…>
Есть целый набор слов, которыми нацисты пользуются, полностью искажая их общепринятый смысл и придавая им благородный оттенок. Например, такие слова, как «твердый», «беспощадный», «безжалостный» и даже «варварский».
Хоровые песни и пьески нацистской молодежи остаются варварскими в том значении этого слова, в котором оно употребляется за пределами Германии. Их тексты можно найти в журналах, в брошюрах, в любом номере особо рекомендованных изданий, а иногда их распространяет администрация Гитлерюгенда.
<…> Песни, стихи, альманахи и «детские игры» — все они пропитаны воинственным духом. Если спросить, как мальчики проводят вечера дома, любой из них, скромно потупив глаза, расскажет вам, как хорошо ему живется, как он только что участвовал в спектакле под названием «Масонский цирк». Он не знает, кто такие масоны, но расскажет о противном волшебнике и об ужасном еврее Амшеле Ротшильде — директоре цирка. Есть также «черный брат», злобный, комичный, в церковном одеянии, и «красный медведь» с русским акцентом, и простофиля с «английскими» манерами».