Телеграм-канал «Наивная политология» пишет:
«Внесенный в Госдуму законопроект, вводящий уголовную ответственность за пропаганду и оправдание идеологии экстремизма, поднимает необходимость раскрытия данного понятия и анализа долгосрочных последствий подобной новации.
С точки зрения российского законодательства, экстремизм рассматривается как широкий спектр действий, перечисленных в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», что теоретически позволяет использовать данный состав как инструмент политических репрессий, особенно с учётом разницы интересов режима и элит относительно статуса новых территорий, или, напротив, для воздействия на "несистемных патриотов " в случае взятия курса на "договорняк", либо для формирования основания для освобождения работников силовых структур от новой волны мобилизации. При этом даже действующая трактовка предусматривает противоправность таких деяний как: возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, что указывает на шрёдингеризацию правоприменительной практики - с одной стороны, аналитики говорят о том, что к данному составу можно "притянуть" любые слова, публикации или плакаты, с другой, высказывания ЛОМов, в том числе в эфире, которые можно было бы использовать для иллюстрации данного состава, рассматриваются как допустимые. <…>
Однако, экстремизм - это, в первую очередь, политологическая и криминологическая категория, соответствующая крайней степени радикализма: ультрарадикализм, допускающий использование противозаконных методов политических преобразований и политической борьбы, включая террор, что указывает на признаки тоталитарных режимов с элементами охлократии. <…>
Важно отметить, что с точки зрения науки, любая идеология является, как минимум, радикальной, так как подменяет или искажает устоявшиеся традиции общества конструктами идеологов, в то время как наиболее успешные идеологии, эксплуатирующие самые низменные и примитивные инстинкты социума: идолопоклонство, шовинизм, ксенофобию, зависть, чувство превосходства, жадность и культ силы, имеют высокий потенциал на деле оказаться экстремистскими. Таким образом, можно предположить, что предложенная правовая новация в дальнейшем может стать основой люстрационных процессов или даже даст новое название эпохе Величия, в большей мере соответствующее природе Страшного Русского Ренессанса».