Философ Славой Жижек пишет об особом статусе евреев среди угнетаемых групп и присущем ему противоречиях:
«14 мая 2023 года Европейский еврейский конгресс провел ежегодную конференцию в Порту, Португалия, где была принята резолюция, призывающая рассматривать антисемитизм “отдельно от других форм ненависти и дискриминации”. ЕЕК побуждает “другие еврейские организации отказаться от интерсекциональности” – концепции, которая разделяет людей на “привилегированных” и “угнетённых”. Согласно ЕЕК, “феномен антисемитизма уникален, поэтому к нему нужно особое отношение”, так как он “санкционирован многими государствами”, “защищается ООН”, и не всегда признается в качестве одной из форм расизма другими группами, пострадавшими от дискриминации.
<…> Клеймо еврея влечет за собой приписывание носителям этого статуса нескольких характеристик, среди которых нечистоплотность, догматическая приверженность религиозным правилам, участие в гнусных финансовых спекуляциях и скрытое мировое влияние, – всё это было частью нацистской пропаганды. Следствие интерсекционального анализа заключается в том, что все люди испытывают уникальные формы угнетения или обладают уникальными привилегиями на основе композиции своих идентичностей. В качестве примера можно взять чёрную лесбиянку из бедных слоев населения: она в четыре раза уязвимее, чем кто-либо другой во всем мире.
<…> Однако само сочетание “угнетенности” и “привилегированности” даёт нам ключ к пониманию антисемитизма, по крайней мере, в его современной форме. При фашизме статус “еврея” обозначал враждебную внешнюю силу, которую можно было обвинить в коррупции, беспорядке и эксплуатации. Попытка найти козла отпущения и спроецировать на неё конфликт между “угнетенными” и “привилегированными” могла помочь отвлечь людей от осознания того, что подобная борьба внутренне присуща их собственной политической и экономической системе. Тот факт, что большинство евреев принадлежали к привилегированным слоям населения (в смысле богатства, образования и политического влияния, которыми они обладали), и есть главный источник антисемитизма: восприятие за евреями привилегированного статуса делает их мишенью ненависти общества.
<…> Более того, позиция ЕЕК основывается на собственной интерсекциональной парадигме. Любой анализ привилегированного положения некоторых евреев в обществе сразу же влечет за собой обвинения в антисемитизме, и даже критики капитализма не могут избежать подобных обвинений из-за того, что они проводят параллель между богатыми капиталистами и еврейством. Марксистский тезис о том, что антисемитизм – это примитивная и искаженная версия протеста против капитализма, выворачивается наизнанку – протест против капитализма есть маска антисемитизма».