Участник нашего проекта «После», журналист Федор Лукьянов в издании «Россия в глобальной политике» пишет:
«Расползание конфликтности – симптом ослабления международной власти.
Последняя осуществлялась в форме “либерального мирового порядка” <…>. Фундаментом этого порядка служила обретённая благодаря победе в холодной войне уверенность группы стран в своей правоте и истинности исповедуемой ими идеологии. Либеральная демократия и рыночная экономика одолели советскую власть с её плановым хозяйством. Однако вскоре из формулировки “либерально-демократическое” парадоксальным образом испарилось второе слагаемое, по крайней мере в его изначальном понимании: демократия как власть большинства при учёте мнения меньшинства трансформировалась в либеральную схему, где меньшинству отдаётся большая морально-политическая правота, чем большинству.
Характерная деталь: почти во всех странах “Большой семёрки” рейтинги правящих партий/коалиций сейчас крайне низки, то есть правительства представляют интересы меньшей части населения. Альтернативные силы, бросающие вызов действующей власти, клеймятся как популистские. Термин этот (между прочим, происходящий от слова populus – “народ”) стал едва ли не ругательным, а с теми, кого им обозначают, мейнстриму предписывается бороться. Сам же мейнстрим в идеале менять не надо.
В результате сегодня истеблишмент представляет практически каждое голосование как битву за демократию. Подразумевается, что демократия – это победа сил, сохраняющих «правильную» преемственность.
Соответственно, те, кто хочет развернуть курс, объявляются врагами демократии, даже если на их стороне большинство».