Участник нашего проекта «После», журналист Федор Лукьянов в издании «Россия в глобальной политике» пишет:
«Стоит вернуться к тому, как НАТО видели в начале 1990-х.
Противоречие между атлантической природой альянса и глобальным характером целей тогда не разрешилось. Блок остался направлен на Европу и окрестности, а попытки приставить его к делу для решения мировых задач сработали не очень.
К тому же в период расцвета глобализации считалось, что основной инструментарий не военный – экономические и социально-медийные средства воздействия намного продуктивнее.
Изменения на мировой арене в сторону милитаризации и предельного обострения крупных конфликтов заставляют провести ревизию возможностей. Соединённые Штаты описывают мировую конфронтацию как противостояние демократий и автократий, среди последних соперником стратегического рода считается Китай. Соответственно, глобализация НАТО, распространение её практической деятельности (даже если не формального мандата) за пределы атлантического бассейна необходимы. Это напрашивалось и тридцать лет назад, но тогда казалось не обязательным, и так справимся.
Теперь же единый мир, выстроенный по принципам либеральной глобализации, закончился. В нём можно было сказать, что западный альянс действует в интересах всеобщей безопасности. Теперь НАТО или его инкарнации в Азии не могут претендовать, что осуществляют там функции, нужные всем. Блок обслуживает геополитические интересы “коллективного Запада”. Соответственно, проблемы, которые экспансия НАТО породила в Европе и которые довели уже до возможной необходимости выполнять военные обязательства, вероятно, воспроизведутся в Азии. Европейцы видят в Китае скорее выгодного партнёра, чем угрозу, но в рамках общей линии с США придётся подстраиваться под их приоритеты. Более определённым будущее НАТО это не делает».