Telegram-канал «Деньги и песец», который ведут участник нашего проекта «После», экономист Дмитрий Прокофьев и финансист Никита Демидов, цитирует историка Пак Чжи-Бэ, рассказывающего о том, как Британия и Россия обходили ограничения «континентальной блокады» Наполеона:
«Любопытно, что, несмотря на целый ряд событий, препятствовавших ведению торговли, Англия всё это время оставалась важнейшим партнёром России.
<…> Александр I в начале своего царствования отказался от антибританской политики, однако в 1807 г. вынужден был присоединиться к объявленной Наполеоном континентальной блокаде. Тильзитский договор обязывал российского императора вступить в войну с Англией, если она не согласится заключить мир на предложенных ей условиях. <…> Александр I <…> издал указ, налагавший эмбарго на английские суда и товары.
Узнав о предстоящем секвестре, британские купцы покинули русские порты… <…> Однако Великобритания не гнушалась никакими средствами, чтобы получить российские стратегические материалы, и увеличила импорт из России. <…>
В результате, «несмотря на запрещение, английские товары проникали в Россию, а русское сырьё переправлялось в Англию, чаще всего на нейтральных судах». Торговля продолжалась, но осуществлялась теперь на британских или иных (прежде всего американских, датских и прусских) судах под флагами нейтральных государств и по подложным документам, что фиксировалось в британских таможнях».