Журналист Эндрю Стуттафорд пишет в National Review о том, каким стратегическим видением европейской политики обладает Польша:
<…> Есть определенные вопросы к состояния государственных финансов польского государства, однако Польша может позволить себе увеличить расходы на оборону с 2.4 процентов ВВП в 2022 до 4 процентов в этом году, что является выше, чем у любой другой страны-члена НАТО.
Понятно, почему Польша это делает. В тоже самое время неспособность большинства членов НАТО увеличить оборонные расходы до требуемых 2 процентов не осталась незамеченной в Варшаве. Помимо этого, игнорирование предупреждений Польши и Балтийских стран касательно российского реваншизма, которые отвергались в виду того, что замечания восточноевропейских членов НАТО исходили из старых обид, а также просто из-за выгоды и наивности, основанной триумфе либерального порядка в виде “конца истории”. Неудивительно, что мне приходилось слышать критику зависимости Германии от российского газа – ошибка, которую Берлин повторил в своих торговых отношениях с Китаем, что один эксперт охарактеризовал как “болезненную зависимость” (Варшава обладает более реалистичным пониманием роли Китая, чем на Уолл-стрит).
Обратная сторона польского понимания ненадежности некоторых европейских союзников по НАТО – как политической, так и финансовой – заключается в их воодушевленном восприятии атлантизма в такой форме, которая редко встречается западнее реки Одер. Мне как-то раз сказали, что “без Америки не будет Украины.” Что касается слов президента Франции Эммануэля Макрона по поводу “стратегической автономии”, которой должен обладать Европейский Союз, премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий в апреле сказал, что он бы предпочел “стратегическое партнерство” с США <…>
Среди тех, с кем мне довелось побеседовать, большинство пытаются понять, чем закончится конфликт на Украине, но мало кто сомневается в том, что Россия останется серьезной проблемой в ближайшем будущем. Этот конфликт не просто локальный – это скорее этап в рамках более масштабного противостояния. Любое перемирие на Украине, по словам одного аналитика, будет не более, чем просто “паузой”. Учитывая, что до членства в ЕС и НАТО Украине ещё много предстоит сделать, подобное мышление помогает понять интерес Варшавы в региональном сотрудничестве (подход, который напоминает безуспешные попытки Юзефа Пилсудского, сформировать блок стран, который должен был стать чем-то вроде барьера между Германией и Советской Россией в межвоенные годы), способное принять форму экономической, политической или военной кооперации, чья цель будет заключаться в интеграции Украины и помощи ей в восстановлении страны. Бедная Украина – слабая Украина. Тем временем пока ходят слухи о том, Молдова стоит следующая в планах Кремля по дестабилизации, Польша провела информационную кампанию по поводу поставок большого числа своих вооружений, боеприпасов и другого оборудования министерству внутренних дел Молдовы в начале этого месяца, что стало практической и символической демонстрацией становления Польши в качестве регионального лидера».