Профессор, доктор социологических наук Александр Филиппов в интервью изданию «С-Т-О-Л» рассуждает об издержках нынешнего извода концепции «русского мира»:
«Моя мысль в том, что идея русского мира, как она подается сейчас, не находит соответствия не то что в опыте СССР (это и понятно), но и в опыте Российской империи, которая была одним из длительных опытов нашей государственности. Имперское строение предполагает использование сил, входящих в эту империю народов, их мобилизацию, предоставление им шансов реализовать себя — в большей степени, чем они могли бы, находясь в своих маленьких государственных или псевдогосударственных образованиях. Империя не может ставить своей целью искоренить все силы, в нее входящие, превратить их в условных русских. Да, русификация имела место и в Российской империи, где-то она могла принимать трагические формы, так что ненависть к империи и главному имперскому народу, застрявшая в исторической памяти разных народов, не является недоразумением. <…>
И в Российской империи, и в СССР были — хотя по-разному организованные — способы комбинировать политическое подавление и обеспечение повышенных жизненных шансов в обмен на лояльность. Если вместо этого вы предлагаете: а давайте сделаем тотальный гомогенный русский мир, а то мешают нам эти постоянные движения к автономии, вытеснение русских… — то, скажем так, на этом можно просто надорваться. Я не знаю в истории ни одной великой империи, в которой бы господствующий, точнее, центральный имперский народ смог установить свое правление на столь огромной территории, не привлекая на свою сторону местное население, его элиты. Для этого нужно, конечно, иметь чем привлекать к себе. В том, как формулируется идея русского мира сегодня, я не вижу рациональности или здорового политического реализма, рассчитанного на большую перспективу, — напротив, вижу зерна катастрофы. И то, что начальство пока не слишком способствует этой катастрофе, скорее меня утешает, хотя я уж точно не являюсь поклонником Советского Союза».