Бывший и.о. директора Разведывательного управления Министерства обороны США Дэвид Шедд и политолог Айвана Страднер пишут в Foreign Affairs об интересах России на Балканах:
«Россия видит в Балканах ахиллесову пяту Европы и считает, что Сербия является её самым уязвимым местом. Цель Кремля – превратить Москву в единственного посредника в разрешении конфликтов на Балканах, что даст Кремлю рычаг для давления на западные страны. В конце концов, если мир на Балканах будет зависеть от России, руководству НАТО возможно придется идти на уступки в отношении Москвы, если оно хочет избежать войны. Подталкивая Балканы на грань войны, Кремль хочет показать НАТО, что она является ни кем иным, как бумажным тигром, а когда наступит момент действовать, НАТО ничего не сможет сделать. Даже если НАТО решится применить силу против Сербии, руководство России может одержать победу. Открыв второй фронт, у Запада будет меньше возможностей для поддержки Украины.
У Кремля есть иные причины для поддержки хаоса на Балканах. Российское руководство использует так называемый косовский прецедент для того, чтобы защитить легитимность своей специальной военной операции против Украины. Основный аргумент состоит в том, что присоединение украинских территорий оправдывается предоставлением независимости Косово. Согласно этой извращенной логике, которую озвучил российский постоянный представитель в ООН в январе, референдумы, проведенные на занятых украинских территориях, соразмерны борьбе Косово за независимость от Сербии, которая имело место более, чем 20 лет назад. Другими словами, Косово имело право покинуть состав Сербии, и ровно таким же образом это могут сделать украинские территории, которые хотят присоединиться к России (Тот факт, что Россия не признает независимость Косово является прецедентом, согласно которому Украина может вести собственную борьбу за свободу. Это неувязка, которую Москва не удосужилась разъяснить)».