Бывший британский дипломат, а теперь руководитель одной из благотворительный организаций Марк Маллоч Браун пишет
о том, что филантропам пора сменить свою стратегию продвижения изменений в мире:
«Эти филантропы столкнулись с необходимостью поддерживать равновесие между принятием существующего порядка вещей и желанием его поменять <...> Большинство из них выбрали первое, работая внутри структур доминирующей системы, одновременно пытаясь смягчить её недостатки.
<...> Благотворительные организации могут сыграть важную роль во времена кризиса <...> Респектабельным деятелям больше недостаточно просто использовать фонды и другие виды филантропии для того, чтобы поддерживать существование текущего порядка вещей. Мир Хоффмана (Пол Хоффман, один из руководителей программы Плана Маршалла – Полит.ру) и Банди (МакДжордж Банди, советник по национальной безопасности в администрации Кеннеди и затем глава одного из благотворительных фондов – Полит.ру) больше не существует, не говоря уже о Карнеги или Рокфеллере. Сегодня сектор благотворительности можно заслужить доверие только, если он начнет помогать многочисленные кризисы таким способом, на которые не способны пойти другие.
В своей книге, опубликованной в 2014 году под названием «Просто давать», политолог Роб Райх попробовал скептически проанализировать целесообразность существования благотворительных организаций в либеральных демократиях; однако он пришёл к выводу, что они действительно могут приносить пользу, выполняя те роли, которые не могут на себя взять другие. Райх особенно выделил две из них: плюрализм (фонды могут бросать вызов догматике, преследуя уникальные цели, которые не основаны на рыночной или электоральной логике) и открытие (фонды могут служить в качестве «рискового капитала» для демократических обществ, экспериментируя и инвестируя на долгосрочной основе). Именно потому что филантропические организации неподотчетны избирателям или акционерам, они могут действовать одновременно быстро и разумно: идя дальше, чем любые другие участники в поиске ответа на решение кризиса или возможности, но также обладая большей устойчивость в деле сохранения власти; и, таким образом, обладая способностью поддерживать проекты, чей успех измеряется десятилетиями работы, а не месяцами.
Данный подход требует, чтобы те, кто однажды служил в качестве «светских священников» – лидеров сектора филантропических организаций – снять с себя священническое облачение и надеть мантию еретиков. Только бросив вызов системе и действуя на ее задворках, они могут полностью реализовать свой потенциал в мире, полном кризисов».